Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
О частных военных компаниях ныне достаточно много пишется,однако как ни страно в Российской Федерации данная тема недостаточно известна,что открывает простор для различных псевдоисследователей,публикующих свои опусы в расчете на то что в самой Российской Федерации данный вид деятельности не является легальным и потому можно писать все что в голову взбредет.
В данном случае нет смысла повторять историю появления ЧВК в мире,тем более что это описанно автором в статье «Частные военные компании, их создание и развитие-опыт работы в Ираке, Афганистане, Африке и в других регионах мира».
Все же следует в общих чертах коснутся основных этапов в их развитии.
В своем современном виде рынок самих ЧВК создан в войнах в Афганистане (с 2001 г.) и в Ираке (с 2003 г.) где частные военные компании получали контракты, как напрямую от министерств и ведомств правительств США и Великобритании (Department of State, U.S. Agency for International Development,Department of Defence) как и различных управлений армии США: Army Corp of Engineers, Logistics Civil Augmentation Program, U.S. Army Contracting Agency), а также от ООН (UNICEF, UNHCR, UNDP), мировой здравоохранительной организации (World Health Organization) и от новых правительств Афганистана и Ирака,а также от различных западных компаний ведавшихся вопросами нефтедобычи, транспорта, энергетики и водоснабжения, также привлекавшие к своей охране ЧВК.
К собственно ведению боевых действий в Ираке и Афганистане имеют отношение небольшое количество компаний занимающиеся либо подготовкой армий и полиции Ирака и Афганистана либо транспортными перевозками в том числе авиационными либо охраной некоторых военных баз.
Следует учитывать что англосаксонская модель армии США глубоко отличается от модели армии принятой в Европе и американская армия по сути представляет собою большую корпорацию которая традиционно использует в своих интересах как условно говоря подрядчиков другие корпорации-как частные так и государственные.
Всилу этого те сферы деятельности вооруженных сил которые в Европе традиционно находились в ведении различных военных ведомств а то и родов войск в армии США ныне переданны в ведение частных компаний.
Так например тыловое обеспечение американской армии в некоторых регионах мира с 1992 года осуществляется в частном порядке путем расписывания тендера Американским инженерным корпусом-«United States Army Corps of Engineers (USACE)».
Что касается основной деятельности ЧВК по ведениюю охранной деятельности, то тут следует различать две по сути разные сферы деятельности,одну заключающуюся главным образом в работе в интересах частных компаний или государственных агенств по сопровождению как «клиентов», называющаяся «Personal Security Detail»(хотя в армии США эта деятельность называется Protective Services Detail) так и в сопровождении конвоев и другую заключающуюся в охране обьектов в интересах американской армии называющаяся “Static guard”.
Армия США часть задач по охране собственных военных баз передала частным компаниям и соответственно если в случае охранны клиентов и сопровождения конвоев работники ЧВК являются частью коммерческого сектора то в случае с охранной баз армии США,работники ЧВК являются частью армии США с соответствующими правами и обязаностями.
Что касается коммерческого сектора то в данном случае ЧВК ведущие охрану обьектов работают по контрактам с коммерческими структурами,либо с армией США,в первую очередь Американским инженерным корпусом-«United States Army Corps of Engineers (USACE)»,либо наконец получая контракты от агенций ООН или других международных организаций в рамках программы реконструкции Афганистана.
В данном случае следует помнить что сам род деятельности данных ЧВК делиться на несколько направлений,достаточно далеких друг от друга и компании специализирующиеся на одном из них всилу этого достаточно глубоко отличаются от от компаний специализирующихся на другом направлении,что опять таки не отрицает возможность того что одна компания может работать по нескольким таким направлениям.
Так компания «EOD Technology» начав работу в проектах по разминированию в Африке,затем занялась в Ираке охраной конвоев и клиентов а с 2006 года вместе с компаниями «Triple Canopy, «SOC-SMG» и «Sabre» осуществляла до вывода армии США из Ирака в декабре 2011 года охрану практически всех американских военных баз в Ираке и значительного числа таких же баз в Афганистане.
Важную роль в защите обьектов инфраструктуры и дипломатических представительств играют также компании «G4S»,”Armor Group” и “Global Strategies Group” которые тем самым в какой то мере также действуют в интересах армии США.
В последние несколько лет появился новый вид деятельности ЧВК-борьба с самодельными взрывными устройствами-СВУ или по американской терминологии-IED(Improvised Explosive Device).Само появление рынка борьбы с СВУ или Counter Improvised Explosive Device (CIED) обусловленно растущим размахом применения данных СВУ в войнах в Ираке,в Афганистане и в Сомали тогда как после Оттавских конвенций и снятием с вооружения противопехотных мин и прекращением ведения подготовки .С началом войны в Ираке была созданна организация в армии США ответственная за программы по развитию средств борьбы против СВУ и МВУ которая носит название Joint Improvised Explosive Device Defeat Organization (JIEDDO) в Форт Ирвине во главе с генералом Монтгомери Мигсом.
В рамках данной программы появился рынок услуг и для ЧВК и так в данной сфере начали свою деятельность A-T Solutions,Raytheon, MPRI,Roncо и Aktarius Technical Services
Совершенно особо стоит вопрос подготовки вооруженных сил иностранных государств в сфере деятельности ЧВК является редко встречающимся видом деятельности и соответственно опытных специалистов в данной области имеется более чем ограниченное число а и число компаний тут невелико и как одну из первых такого рода можно упомянуть американскую компанию «Vinnell Corp.» принадлежавшую военно-промышленому концерну “Northrop Grumman” которая в 1974 году получила контракт на подготовку Национальной гвардии Саудовской Аравии,в чьем ведении находилась защита нефтянных разработок в Саудовской Аравии.
Вместе с тем более показателен опыт южноафриканской компании «Executive Outcomes» получившей в Анголе в 1993 году контракт стоимостью в 30 миллионов долларов,профинансированный нефтянной компанией «Ranger Oil» заинтересованной в востановлении нефтедобычи на нефтянных разработках в регионе Сойо в Анголе,приостановленной вследствии наступления сил УНИТА на позиции ангольской армии.
В Анголе,тогда после достижения соглашения о прекращении огня и вывода с территории страны кубинских войск была создана миссия ООН (UNAVEM -United Nations Angola Verification Mission) и в мае 1991 года миссия была преобразована в UNAVEM-2. под её контролем в сентябре 1992 года были проведены выборы, результаты которых признала ООН, но не признала оппозиционная УНИТА. В октябре 1992 года бои возобновились, и силы УНИТА едва не взяли Луанду.
В результате боевой операции разработанной и проведенной компанией «Executive Outcomes» и подчиненными ей силами ангольской армии с ноября 1994 года по январь 1996 года силам УНИТА было нанесенно серьезное поражение и руководство УНИТА согласилось на переговоры.
Затем в январе 1995 года компания «Executive Outcomes» получила контракт от правительства Сьерра-Леоне по подготовке армии Сьерра-Леоне и по проведению боевых операции против повстанцев Обьединенного революционного фронта(Revolutionary United Front),которые к тому времени вошли в столицу Сьерра-Леоне-Фритаун и захватили контроль над рудниками оксида титана Sierra Rutile и бокситов Sierramoco.В апреле-мае 1995 года от повстанцев был очищен Фритаун,а в августе этого же года от повстанцев силами компании был очищен и алмазоносный район Koibu,после чего был организован силами компании вертолетный десант на штаб Обьединенного революционного фронта в результате которого штаб был уничтожен и в итоге в ноябре 1996 года было подписанно соглашение о мире в Сьерра-Леоне.
После прекращения деятельности компании «Executive Outcomes» британец Тим Спайсер используя наработанную ей базу создав компанию «Sandline International» приступил к выполнению новой задачи,уже на острове Бугенвиль в Тихом океане .Там после окончания мандата ООН и с присоединением к Папуа-Новой Гвинее в 70ых годах политические представители местного населения потребовали независимости,что в немалой мере было вызванно и наличием на острове рудников золота и меди принадлежавших компании «Bougainville Copper Limited»,являвшейся частью концерна «Rio Tinto».
Примьер-министр Папуа-Новой Гвинеи Юлиус Чан обратился за помощью к Спайсеру и тот собрав персонал из компании «Executive Outcomes»,подобрал 44 сотрудника,прибывших в феврале в Порт-Морсби в качестве инструкторов армии Папуа-Новой Гвинеи однако правительство Австралии оно пригрозив санкциями потребовало разрыва договора правительством Папуа-Новой Гвинеи и в итоге все сотрудники «Sandline International» были арестованны,а затем и депортированны из страны.
Более успешной в данном плане была деятельность американской компании «Military Professional Resources Inc.»,созданой в 1987 году в США и фактически эта компания являлась частной лишь условно,ибо действовала как отдельное управление армии США отличаясь от остальной армии лишь тем что ее сотрудники находились в запасе или отставке.
29 сентября 1994 года министр обороны США Вильям Перри и министр обороны Хорватии Гойко Шушак подписали в Пентагоне договор о сотрудничестве в военной области и в рамках этого договора и было договоренно участие компании MPRI в подготовке хорватских вооруженных сил и участия ее специалистов в планировании операция хорватской армии,причем MPRI,а одновременно аналогичный контракт был подписан и с правительством Боснии и Герцеговины.Все это сыграло заметную роль в обьединении усилий,до этого враждовавших вооруженных сил Хорватии и сил хорватов Херцег-Босны с одной стороны и сил армии Боснии и Герцеговины,что сыграло важную роль в разгроме сербских войск в Западной Славонии (1-2 мая 1995 г),в Книнской Краине (4-8 августа 1995 г) и в Боснийской Краине (июль-октябрь 1995 г).
Сам контракт между правительством Хорватии и компанией MPRI послужил впоследствии в 2011 году основанием для того что две адвокатские канцелярии в США руководимые американскими сербами по доверености ряда сербов из бывшей Республики Сербской Краины в федеральном суде Чикаго начали парницу против компании потребовав финансового возмещения убытков в размере 10 миллиардов долларов.
В 1998 году эта же компания от Пентагона получила контракт на подготовку вооруженных сил Экваториальной Гвинеи,а в 2000 году компания MPRI получила контракт на проведение реформы армии Нигерии.
После же входа американских войск в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году MPRI получила контракты на создание новых армий Афганистана и Ирака,а впоследствии компания MPRI получила еще ряд аналогичных контрактов,в том числе по подготовке воинского контингента Грузии для участия в операциях в Ираке и в Афганистане а также по подготовке вооруженных сил Южной Кореи,Тайваня,Коста-Рики,Македонии и Колумбии.
В Колумбии помимо MPRI подготовку сил безопасности Колумбии вели также и ряд ЧВК из Великобритании-в частности компания «DSL(Defence Systems Limited)” позднее вошедшая в компанию “Armor Group” получавшая от нефтянной компании контракт на охрану нефтянных полей и трубопроводов колумбийской компании Ocensa,чьим основным пайщиком была британская нефтянная компания British Petroleum.Всилу колумбийской специфики компания DSL фактически контролировала действия ряда частей армии Колумбии,получившей задачи по охране обьектов и инфраструктуры компании Ocensa при чем в выполнении этих задач участвовала совместно с DSL и компания Silver Shadow из Израиля.Еще одна компания из Израиля Hod He’hanitin(Spearhead Ltd.) участвовала в подготовке вооруженных сил Колумбии для борьбы против партизан.
Частные военные компании приняли также активное участие в работе международных полицейских миссий в Боснии и Герцеговине (IPTF-International Task Police Force в 1996-2004 гг.) и в Косово и Метохии (UNMIK в 1999-2005 гг.) и так большую роль в данных регионах сыграла американская компания «DynCorp, Inc.» осуществлявшая набор личного состава для американского контингента международных полицейских миссий, а также участвовавшая в инспекции работы персонала этих миссий как и подготовки местных органов внутренних дел. Эта же компания впоследствии в Ираке и Афганистане также получила контракты на подготовку полиции Ирака и Афганистана.
Британская компания «TASK International» открыла собственный офис на Флориде и заключила с правительственными структурами США контракты на обучение полиций Ямайки и Малайзии , Президентской гвардии Нигерии и сил специального назначения ОАЭ.
Наконец операцию армии Грузии в 2008 году в Южной Осетии готовила израильская ЧВК «Defensive Shield» имевшая контракт на подготовку вооруженных сил Грузии.
В 2011 году американская компания «Reflex Responses» получила контракт на 529 миллионов долларов от наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайянна,по созданию и подготовке батальона для ведения охранной и контртеррористической деятельности, тогда как британская компания «Ferocitas Global» получила контракт на обучение сил безопасности Кувейта также в 2011 году.
Ныне положение на рынке ЧВК,меняется и уже Африка после Ирака стала новым местом приложения усилий(а и вложения денег) со стороны США,после прихода к власти администрации нового президента США Барака Обамы.
Ныне положение на рынке ЧВК,меняется и уже Африка после Ирака стала новым местом приложения усилий(а и вложения денег) со стороны США,после прихода к власти администрации нового президента США Барака Обамы.
Американская армия через созданное им в 2008 году военное командование за Африку-AFRICOM,развернула свою деятельность во многих африканских государствах,как например в Эфиопии,Судане(в Дарфуре), Уганде,Руанде, Конго, Сейшельских островах,Мали,Нигере, Сенегале,Нигерии,Либерии,Камеруне, Габоне, Кении,ЮАР,Танзании.
Была развернута программа AFRICAP (Africa Peacekeeping) в рамках которой предусматривалось тыловая подержка, обучение и подготовка вооруженных сил,строительство,охрана морского судоходства, обеспечение снаряжением, оперативное командование как и авиационное наблюдение(encompasses logistics support, construction, military training and advising, maritime security capacity building, equipment procurement,operational deployment for peacekeeping troops, aerial surveillance and conference facilitation ) с приоритетными направлениями направленными на вооруженные силы Южного Судана,миротворческие силы Африканского союза(African Union -AU) в Сомали,как и сами вооруженные силы правительства Сомали,вооруженные силы Конго(Заира),Либерии и Сьерра-Леоне.как и миротворческих сил Экономического сообщества Западной Африки(Economic Community of West African States -ECOWAS).
11го сентября 2009 года Государственный департартамент США( US Department of State) обьявил что в ходе тендера проведенного в рамках программы AFRICAP (Africa Peacekeeping) на которую было выделенно 1,5 миллиарда долларов контракты разделенные на равные части,по 375 милионов долларов получили четыре компании -PSI (Protection Strategies Inc), DynCorp International, AECOM и PAE (Pacific Architects and Engineers).
По большому счеты главной целью было противодействие угрозе американских интересов как от сил радикального ислама связанных с Аль-Каидой,так и от экспансии Китая в Африке и ради этой цели осуществлялась и другая программа
ACOTA(Africa Contingency Operations Training and Assistance) ведущаяся под контролем Пентагона.Согласно ей до конца 2010 года силами командования(это около 3500 инструкторов) должно быть подготовленно 75 000 военнослужащих африканских армий.Как раз в этой области и получили контракты частные военные компании,как например тогда когда с началом операций сил Африканского союза в Сомали,частные военные компании MPRI и PAE получили контракты по подготовке воинских контингентов Уганды и Бурунди составлявших основу миротворческих сил Африканского союза- AMISOM.
В самой Африке всилу нестабильности ситуации деятельность ЧВК достаточно важна и для обеспечения деятельности различных государственных и частных западных корпораций.в том числе по охране районов проживания специалистов данных компаний.Так например в Кении широко представленна в данной области компания «G4S»,а в Уганде компания «Saracen» которые нанимая местный персонал а также нанимая по подряду местные охранные компании ведут достаточно активную деятельность.
В Нигерии,особенно в дельте Нигера заметен рост влияния тех групп исламских фундаменталистов (самые влиятельные организации из них:Боко Харам, Хизбах,Аль-Сунна Уал Джамма, Мухаммад Юсуф Мовемент) которые выступают за ведение вооруженной борьбы против «христианского» юга как и западных нефтянных компаний,такого же рода охранную деятельность ведут такие ЧВК как Control Risk,Erinys International, ArmorGroup,Triple Canopy.
Все возрастающая оперативность в действиях ЧВК,которые в Африке стали проникать в места вооруженных конфликтов уже до появления там американской армии,говорит о том что они становятся самостоятельным фактором в американской политике.
В данном случае американская армия скорее следует развивающейся политической обстановке и с ростом угроз увеличивает финансирования программ подготовки армий африканских государств.Не вдаваясь в вопросы того насколько политика современного международного сообщества способствует умиротворению Африки,что собственно на примере Ливии более чем очевидно,следует отметить что для самих ЧВК,в условиях продолжающехся войн отсутствует главное условие успешной деятельности ЧВК,наличие воинских подразделений армий НАТО или их крайне ограниченное количество.
Тем самым ситуация в некотором роде вышла из под контроля и современных СМИ преувеличивается степень влияния американской политики и проводящих это влияние ЧВК на те или иные стороны участвующие в войнах.
Так в Ливии в 2011 году появляющиеся время от времени сообщения о тех или иных иных видах деятельности ЧВК говорят лишь о примерах достаточно ограниченных по обьему задач,ибо как правило эти компании участвуют лишь в наборе персоналал для охранны западных дипломатических представительств, в частности посольства США в Триполи, либо различных департаментов ООН,прежде всего «UNDP», “UNICEF” либо “IOM” в Ливии,а также в консультационных услугах в области разминирования.
То что прямая деятельсность ЧВК в Ливии опасное занятие подтвердилось еще в мае 2011 года когда в Бенгази был убит Пьер Марзиали(Pierre Marziali),президент французской частной военной компании компании «Secopex».
Тем самым силы ливийского ПНС хотя и победили в гражданской войне благодаря подержке НАТО,в то же время находятся вне контроля этого самого НАТО ибо принятая в Ираке и Афганистане модель создания новых вооруженных сил силами западных армий и ЧВК,в Ливии отсутствует.
Войны в Сомали,в Судане и в Ливии поставили новые вопросы перед современными частными военными компаниями ибо в данном случае имеет место совершенно иная ситуация нежели в войнах в Ираке и Афганистане,где данные компании и заняли столь важное место.В данном случае требуется значительно более высокий уровень подготовки сотрудников и организации деятельности ЧВК нежели это имело место в Ираке и Афганистане,где оперативному руководству этих ЧВК возможно было одним вызовом в штаб соседней американской части решить все проблемы как в отношениях с командованием местных вооруженных сил,так и при нападении сил противника.В Африке подобный вызов является куда более чем проблематичным делом и потому к тендерам на контракты в соответствии с правилами «ACOTA Contract Procedure Guide» допускаются такие компании как MPRI и PAE чье руководство и сотрудники имеют многолетний опыт воинской службы и участия не только в программах подготовки но и в ведении операций специального назначения .
Что касается морского пиратства, то оно является производным войны в Сомали и захватами кораблей промышляют как боевики «Организации исламских судов» и его по сути ключевой организации -движения «Аль-Шабааб», так и отряды местных полевых командиров, лишь формально подчиненных Переходному правительству.
Очевидно, что Переходное правительство Сомали не в состоянии покончить с пиратством, а также очевидно, что миротворческие войска Африканского союза эту проблему также не решат.
Согласно данным «Морского бюллютеня» компании «Совфрахт» в сутки через Аденский пролив проходит до 250 гражданских судов и защитить каждое судно невозможно.К тому же очевидно что пираты имеют широкую сеть осведомителей в странах Персидского залива,без которой вряд ли бы они могли столь успешно действовать.
С расширением масштабов войны в районе Африканского Рога, данный судоходный район окажется под куда большой угрозой,ибо движение Аль-Шабааб вряд ли откажется от захватов кораблей, особенно, если ему удастся распространить свое влияние на Пунтленд и Сомалиленд, выйдя на берега Аденского залива. Поэтому проблему могут решить либо вооруженные силы какого-то «цивилизованного» государства (так услуги своих ВМС предлагала Канада), либо какая-то частная военная компания, которой за это будут платить деньги.
Поэтому и появились на данном рынке частные военные компании,естественно американские и британские-как уже известные по Ираку и Афганистану -Blackwater(Xe company) и Aegis,так и компании традиционно специализирующиеся в области морской безопасности как например Drum Cussac,Trojan Securities International, Securewest International и Blue Mountain,так и новосформированные -SeaMarshall,Naval Guards Ltd,Solace Global Maritime,Nautilus International,Aspida Maritime Security,Shield Risk Consulting,Trident Group,Halliday Finc.
Как правило оплата тут варировалась до 500-700 долларов одному специалисту за один день на борту и в два-три раза меньше при нахождении в порту
Так как некоторые из этих компаний для работы по охране кораблей специалистов в Боснии и Герцеговине,в Хорватии,в Украине и в России,по ценам в четыре-пять раз меньшим вышеуказаннымь то позднее ряд подрядов получили компании из бывшего СССР,в частности российские Моран Груп и РСБ и зарегестрированная на Мальте компания Muse Pro Group-Мюсе груп,предлагающая на подрядной основе ветеранов украинского спецназа для охраны кораблей.
Что касается выводов применимых в условиях на постсоветском пространстве,то тут следует отметить прежде всего эффективность в самой организации ЧВК,позволяющей эффективно использовать имеющийся личный состав.В данном случае отсутствует привычный для той же Российской Федерации- «военный колхоз»,в котором подчиненные нередко считают что могут сами определять как то в каком направлении следует вести политику компании так и то кого она может принимать в свой состав.Помимо этого деятельность подобных ЧВК строго регламентированна правилами как по уровню допуска(security clearance) так и по качеству и количеству- техники,снаряжения и вооружения что является гарантией того что минимальный уровень в ходе проведения полученного контракта будет осуществлен.Сама организация ЧВК дает возможность осуществлять краткосрочное и при необходимости и долгосрочное планирование операций,что показательно на примере Африки где деятельность ЧВК органически связанна с планами и деятельностью командования AFRICOM.Так программы обучения-POI(Program of instruction) подготавливаемые компаниями MPRI и PAE проходят процесс верификации в командовании AFRICOM согласно требованиям правилам ведения операций по поддержке мира- PSO(Peace Support Operations).Помимо этого программы по инженерно-саперной подготовке данных операций согласовываются в противоминных центрах –МАК (Mine Action Centre), созданных по инициативе ООН в ряде африканских стран.
Отбор сотрудников ЧВК для программы ACOTA осуществляется руководством компаний исходя из требований командования AFRICOM и полученного опыта деятельности самих компаний.
Само использование ЧВК дает возможность командованию AFRICOM действовать более оперативно,ибо сама отправка воинских подразделений для подготовки иностранных армий требует сложной процедуры в конгрессе США и в государственном департаменте США.
Подобная практика выглядит куда более профессиональной,нежели практика действий ряда постсоциалистических армий.которые во времена «холодной войны» удерживали рынок подготовки африканских армий но с ее окончанием практически весь этот рынок потеряли.Не отрицая важной роли политического фактора в данном факте,все же следует отметить то что эти постсоциалистические армии оказались неготовыми к изменению условий деятельности.
Между тем, после распада СССР Африка отнюдь не была закрыта для российской армии.Так согласно статье «Наличный состав» Орхана Джемаля ( «Русский Newsweek».30.11.2009) в 2004 году инструкторы из состава сил специального назначения ГРУ Генерального штаба армии РФ участвовали в подготовке армии Эфиопии,принявшей позднее участие в операциях в Сомали,в том числе в штурме Могадишо в декабре 2006 года и потому и финансированной со стороны США.
В данном случае характер работы российских инструкторов немногим отличался от действий инструкторов американских ЧВК,за исключением разве что более низких цен оплаченных заказчиком.Фактически данная программа вполне могла послужить основой для создания российской ЧВК которая могла бы проводить в жизнь планы по обучению армий стран Третьего мира.
Необходимость существования подобной ЧВК для постсоциалистических армий вполне себя потвердила в ходе войны в Ливии.В данной войне как известно из сообщений СМИ(газета «Ало» из Белграда ,газета «Večerni list” из Загреба,сайт «Iraq war») на стороне армии полковника Каддафи действовало несколько десятков военных советников из Украины, Белоруссии,Хорватии и Сербии. Не касаясь привычных обвинений различных правозащитных организаций правительства Муамера Каддафи,которые видимо выставляются в соответствии с уже привычным со времен войны в бывшей Югославии прейскурантом.следует заметить что на тот период правительство Ливии было легитимным международно признатым представителем своей страны, являясь членом ООН и различных международных организаций.Правительство Ливии предоставляло государственным и частным компаниям Украины, Белоруссии но в особенности Сербии возможность участия в различных проектах на территории Ливии,с возможностью получения больших прибылей.Выдвинутое Международным судом в Гааге обвинение против полковника Каддафи в совершении им военных преступлений,не могло влиять на правовую легальность предоставления военной помощи Ливии,в силу самого факта презумпиции невиновности.К тому же правительство США сочло возможным отправить компанию MPRI для подготовки и командования армии Хорватии,которая согласно судебному решению Международного трибунала по бывшей Югославии, совершила в ходе операции «Буря» в августе 1995 многочисленные военные преступления на основании чего командующий силами армии Хорватии генерал Анте Готовина,был осужден 15 апреля 2008 года Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге к 24 годам лишения свободы.
К тому же еще в репортаже от 1го июня 2011 года британская газета «Дэйли Мирор» обьявила снимки британские военных специалистов сделанные в Ливии телекомпанией «al-Jazeera” в городе Дафния,к западу Мисраты.
Таким образом то же правительство Сербии имело полное право оказывать военную помощь правительству Ливии,которое десятками лет помогало правительствам Югославии а потом и Сербии.
В условиях низкой подготовки ливийских повстанцев и полного превосходства армии Ливии в боевой техники,несколько ливийских частей имевших бы в своем составе опытных военных специалистов из той же Сербии вполне были в состоянии еще до начала международной изоляции правительства Ливии разгромить опозицию и выбить ее силы из Бенгази и Тобрука.
Между тем на деле всилу понятной практики «засекречивания» подобной военной помощи, сама организация наема военных советников как и планирование их деятельности велось различными, часто не связанными между собою лицами,которые не имели возможности командования и управления своими советниками а тем более подразделениями армии Ливии,в результате чего задуманная в штабе полковника Каддафи идея о привлечении большого числа военных специалистов из Сербии,Украины и Белоруссии оказалась неосуществленной и в Триполи вскоре появились иные военные специалисты.в том числе из Египта,Саудовской Аравии и Афганистана,а полковник Каддафи был прилюдно мучен и убит без суда и следствия.
Если бы в данном случае на территории Сербии,Украины или Белорусии существовала ЧВК,имевшая права и обязаности по подготовке и командованию хотя бы нескольких частей армии Ливии.ситуация могла бы сложиться совершенно иным образом.
Собственно и само появление западных ЧВК в Африке было вызванно аналогичными проблемами,ибо миротворческие войска ООН показали свою неэффективность в Африке,лишенную былой колониальной системы управления.
Примером является война в Руанде,где в октябре 1990 года вспыхнуло восстание племени хуту, составлявшего большинство населения Руанды, против находившегося у власти племени тутси. Хотя с приходом к власти племени хуту в Руанде начался геноцид племени тутcи и в итоге — гражданская война,миссия ООН в Руанде (UNAMIR) появилась лишь в октябре 1993 года на основании резолюции № 872 Совета Безопасности ООН. Численность её составляла 2548 человек с постепенным увеличением до 5820 человек. К маю 1994 года была установлена относительная безопасность, но лишь в треугольнике Кибуйе — Джиконгоро — Сьянгугу в зоне ответственности французского воинского контингента. Однако войска миротворцев не смогли предотвратить новой резни в апреле 1995 года в лагере беженцев тутси в Кибехо и в итоге в конфликт вмешались войска Уганды, вошедшие на территорию Руанды,так что в результате миссия ООН в Руанде была закрыта. В соседней Бурунди где к власти пришли тутси, тогда как хуту, поделившиеся на несколько группировок, развернули партизанскую войну, опираясь на поддержку из Заира и Анголы.с 1993 года тоже началась гражданская война, в которой погибло 200 000 человек, а 1200 000 оказались беженцами.
Впрочем и в соседнем Заире действовали отряды тутси, которые к тому же стали участниками гражданской войны в самом Заире(Конго) между повстанцами Лoрaна Кабилы, которого поддержали американцы и президентом Заира — Мoбуту, которого поддержали французы. Когда Мобуту, несмотря на французскую помощь как и сербских наемников проиграл войну в 1996 году,через два года боевые действия опять возобновились так как силы тутси на северо-востоке страны вступили в конфликт с правительством Кaбилы, получив поддержку Уганды.
Воспользовавшись этим, отряды хуту, изгнанные из Руанды, перенесли боевые действия против тутси на территорию Конго, атаковав в 2000 году город Увира, находившийся под контролем тутси.
В самом Конго в 1998 году также вспыхнули бои между правительственными войсками президента Дени Сассу-Нгессо с одной стороны и отрядами «Нинзя» бывшего президента Паскаля Лиссубе и отрядами «Зулусы», бывшего премьер-министра Бернару Колеле с другой стороны.
В Анголе где к 1995 году численность УНИТА достигла 63 тысячи человек и планы её демобилизации, предусмотренные соглашением в Лусаке от 20 ноября 1994 года, не были выполнены,и хотя УНИТА приостановила боевые действия, но её отряды продолжали удерживать алмазодобывающие регионы в Анголе.
Сами миротворческие силы ООН в феврале 1995 года были преобразованы в UNAVEM-3, а с июля 1997 года в MONUA (Missao de Observasao das Nacoes Unidas em Angola).
В июне 1998 года после авиакатастрофы по невыясненным обстоятельствам, в которой погибло несколько руководителей миссии ООН в Анголе, силы УНИТА перешли в наступление и захватили несколько населенных пунктов и с декабря 1998 года в Анголе началась полномасштабная война. Миссия ООН не имела значительного успеха и в феврале 1999 года по просьбе правительства Анголы она была закрыта. Осенью 1999 года правительственные войска Анголы перешли в наступление, нанеся серьезное поражение УНИТА, захватив её базы снабжения и центр в Андуло.
В августе 1998 года в Заире (Демократическая республика Конго) начался новый мятеж тутси, поддержанный войсками Уганды, Руанды и Бурунди,тогда как правительство Кaбилы и союзные ему силы повстанцев хуту получили поддержку Анголы, Намибии и Зимбабве, пославших туда свои войска. При этом позднее в Заире начались столкновения как между войсками Уганды и Руанды, так и между поддерживавшими их группировками тутси,тогда как на северо-востоке Заира начались вооруженные столкновения между племенами ленду и хема.
Ставки американцев на армии Сенегала и Нигерии в западной Африке и на армии Уганды и Кении в восточной Африке для применения их в миротворческих миссиях себя не оправдала. Поверхностный подход в их подготовке, основанный на краткосрочных курсах, не затрагивали сути африканских армий,так что большая часть финансовых средств, выделенных США, просто разворовывалась. Африканцы по своей психологии к проведению полномасштабных воинских операций, требующих высокого чувства долга и тщательного планирования, в своих войнах не отличались.Говорить в таких условиях об их эффективной службе под флагом ООН не приходится,ибо если в междоусобных войнах был еще стимул что-то пограбить и поднять свой престиж в своем племени, то для службы миссии ООН главным было вовремя получить зарплату.
Неуспех миротворческих войск ЭКОМОГ в Гвинее -Бисау и в Сьерра-Леоне, пассивное поведение миротворцев Африканского союза в Сомали доказывают, что ставка американцев на страны африканского континента — проигрышное дело.
К тому же сокращение численности французского военного контингента в Африке до пяти тысяч человек, нанесло серьезный удар по способности союзника США-Франции проводить самостоятельные операции в Африке.
Созданные же «межрегиональные силы» из армий стран — бывших французских колоний (Ганы, Намибии, Гвинеи, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуаре, Мавритании, Мали, Сенегале и португалоязычной Гвинеи-Бисау) на практике они оказались малоспособными ,хотя и было ими проведено несколько учений этих сил .
Еще одна опора ООН в Африке — ЮАР не может иметь ключевого значения в миротворческих операциях ООН в Африке, вследствие последствий политики ООН при борьбе против апартеида так что ЮАР,уже не имеет больше той эффективной армии, которую она имела в 80-х годах.
Совершенно ясно, что военная безопасность в Африке — вещь хрупкая и готова рухнуть при первом же масштабном наступлении тех же исламских фундаменталистов из Судана и Сомали при широкомасштабной поддержке извне, а тем более при прямом участии воинских контингентов стран северной Африки, Ближнего и Среднего Востока ибо других сил, готовых нарушить равновесие на африканском континенте, просто нет.
НАТО в настоящее время не имеет достаточно войск и для участия в операциях в Афганистане. Его региональное командование «Юг» со штабом в Неаполе ныне лишь имеет возможности по участию в относительно небольших миротворческих операциях в Средиземноморье и по борьбе с нелегальной эмиграцией.
То же самое относится и к созданным в составе «Западноевропейского союза» «Южным евросилам». Единственная сила на данный момент в Африке — это США, создавшие отдельное командование «Africom(Африком)» для действий на африканском континенте. Данное командование располагает ограниченным контингентом морской пехоты, и упор делает на подготовку союзных армий. «Африком» в состоянии решать задачи в отдельно взятой стране, однако с перерастанием внутренних войн в войну между государствами, «Африком» не будет в состоянии решать нарастащие проблемы.
Впрочем то что происходит в Африке вполне возможно будет со временем привычной картиной и для остального мира.Как писал Клаузевицу,война продолжение ведения политики, а от политики в свою очередь зависит любая экономика,что собственно и дает простор для деятельности ЧВК.Вместе с тем любая политика зависит и от он национального,расового и религиозного факторов.Экономики которыми руководят англичане,немцы,русские,арабы, таджики,американцы и бразильцы работают на различных принципах,с тем что большую роль играет и то кто состовляет основную массу рабочей силы.прежде всего квалифицированной.Фольксваген возник не на пустом месте а в немецкой национальной среде.Во Франции экономический подьем произошел лишь благодаря французскому руководству,с тем что этот подьем был использован для заселения милионов африканцев,созданный из которых менеджмент сведет Францию к африканскому уровню Алжира,чему пример ЮАР.
Разумеется по французскому пути движется и остальной Запад,что неизбежно приведет к фрагментации государственных органов по принятому в Африке и Азии сценарию.Проще говоря западный мир примет характерные для Третьего мира пороки-трайбализм и коррупцию,ибо среда мигрантов из которой недавно Ангела Меркель призывала набирать больше государственных служащих,своей психологией немногим отличается от среды своих «национальных» государств.В таких условиях это неизбежно скажется на вооруженных силах западных государств,которые и так деградируют под политическим давлением леволиберальных кругов.
Вряд ли конечно владельцы современных транснациональных корпораций особо обеспокоенны подобным развитием событий,ибо видимо они и задали такой ход этим событиям.Однако для более эффективной защиты интересов собственных компаний они очевидно будут все шире привлекать ЧВК,основанных на последнем ныне действующем стимуле деньгах.
Это дает определенный оперативный простор для аналогичной деятельности и менее влиятельным силам в мире,в соответствии с предположениями профессора Иерусалимского университета Мартина ван Кревельда сделанными в его книге «Трансформация войны» о будущей «фрагментации» войны.Подобная «фрагментация» согласно Мартину ван Кревельду означала целый веер раличных действий от террористических до партизанских и от политического экстремизма до экономического саботажа.
В таких условиях деятельность ЧВК становиться достаточно важным фактором боевых действий почему собственно устав американской армии FM 3-90.119 посвященный ведению операций по борьбе против СВУ уже сейчас рассматривает ЧВК составной частью операций американской армии в целом ряде положений.
По сути происходит закономерный процесс когда военную стратегию определяют не во многом дискредитировавшие себя политики,а владельцы транснациональных корпораций.Для последних же все больший интерес ныне представляет Африка и так как использовать там американскую армию всилу отсутствия четко определенного противника там вообщем то тяжело,современные ЧВК играют роль своего рода оперативного механизма по управлению местными африканскими вооруженными силами.
Статья «Private military company:a legitimate international entity within modern conflict» By major s. Goddard, maj, ra inf, Australia B.A., University of New South Wales, Fort Leavenworth, Kansas.2001
«The Caucasian Litmus Test: Consequences and Lessons of the Russian- Georgian War in August 2008».Robert Larsson,Eva Hagstrom Frisell. Swedish Defence Research Agency
«Executive Outcomes-Against all Odds».Eeben Barlow.Galago Publishing.2010
Britain’s Secret War in Libya: British Special Forces uncovered on the ground by Chris Hughes, Daily Mirror 1/06/2011
“Colombia, Israel and Rogue Mercenaries”.By John C. K. Daly.ISN Security Watch (09/03/07)
«Современные проблемы миротворчества в Африке». Полковник В. Гаврилов, кандидат психологических наук,полковник С. Шатров. «Зарубежное военное обозрение»
«Трансформация войны». Мартин ван Кревельд. Москва. 2005 г. «Альмина бизнес букс» — «Ирисэн» (The transformation of war «Martin von Creveld).