О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике

Автор: Олег Валецкий

Вышедший в 2006 году фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» о цивилизации майя, существовавшей на полуострове Юкатан, вызвал тогда большой скандал в среде так называемой «леволиберальной общественности» в США, причем на первый взгляд не слишком логичный.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 1

Ведь, казалось, какое дело было этим организациям до судьбы цивилизации майя, которую красочно описал талантливый австралийский режиссер, коли эта цивилизация исчезла еще до прихода на полуостров Юкатан испанцев.

К тому же по логике, наоборот, они должны были бы приветствовать показанное в фильме символическое поражение теократической власти жрецов майя в борьбе против свободолюбивого индейца.

В конце концов, и «белых людей с голубыми глазами», являвшимися, согласно бразильскому президенту Лулу де Сильва, источником мирового кризиса, в фильме не было показано, за исключением появления испанских кораблей в самом конце фильма, хотя для испанцев голубизна глаз была не столь уж и типична.

Однако как раз леволиберальные организации первыми подняли шум о том, что якобы Гибсон дискредитирует историю индейцев, и лишь потом они догадались привлечь к пропагандистскому шуму пару организаций индейцев из самой центральной Америки.

Причина столь неадекватной реакции была достаточно проста, ибо Гибсон в данном фильме коснулся весьма болезненного для леволиберальной общественности вопроса жертвоприношений в языческих культах.

Хотя фильм Гибсона в традиционную для леволиберальной общественности схему «фашистского пугала» никак не вписывается, ибо даже о христианстве в нем не говорится, за исключением крестов на испанских каравеллах в конце фильма, тем не менее, по отношению к его фильму применен в той же Америке привычный набор леволиберальной пропаганды как о расистском и реакционном фильме.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 2

Самым спорным моментом для критиков фильма стали факты человеческих жертвоприношений, совершаемых священниками майя, хотя эти жертвоприношения, имевшие в себе глубокий оккультный смысл, являются научно доказанным историческим фактом.

Жертвоприношения у древних майя подробно рассматривались целым рядом ученых, таких как Робичек и Хейлс в книге «Maya Heart Sacrifice» (Robicsek F., Hales D. «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», Washington, 1984.), Шили (L.Shele) в работах «Human Sacrifice among the Classic Maya», «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», (Washington, 1984) и «The Blood of Kings» (L.Shele,M.Miller, New York, 1986), Лоретт Сежурне в работе «Pensamiento y Religion en el Mexico Antiguo» (Mexico, 1983), Боно Виларехо («Las cuevas Mayas: Simbolisma y Ritual» (Bonor Villareho J.L. Madrid, 1989).

Работы этих и ряда других ученых, рассматривавших вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя, основывались на археологических фактах.

Никто из серьезных ученых не отвергал массовых истреблений жрецами майя рабов, пленных, да и самих майя. По сути, майя сами себя уничтожили, и потому совершенно верны слова из фильма: «Ни одна великая цивилизация не может быть разрушена снаружи, пока не будет разрушена изнутри».

Вообще, сама цивилизации майя была долгое время неизвестна, ибо погибла она до появления здесь испанских конкистадоров. Таким образом, конец фильма Гибсона с появлением испанских кораблей, в общем-то, историческим фактам не соответствовал.

Первоначально о развитой цивилизации майя в мире узнали лишь после исследований американского дипломата и журналиста Д.Л.Стефенса и американского художника Ф.Катервуда, которые обнаружили в джунглях несколько городов майя.

В 1841 году Стефенс опубликовал книгу «Incidents of Travel in Central America, Chiapas and Yucatan in Mexico» («Впечатления о путешествии по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану в Мексике»), однако глубоких археологических исследований далее не последовало, хотя эпос майя «Пополь-Вух» тогда привлек внимание многих европейских ученых.

Лишь позднее, в ХХ веке, цивилизация майя глубоко исследовалась рядом ученых, среди которых можно упомянуть С.Морли, Ф.Блам, Эд Томпсон, А.Руз Луилье, М.Д.Коэ. Теме человеческих жертвоприношений в «индейской» Америке или «Мезоамерике» посвящены многочисленные научные работы этих ученых: Сое M.D. «The Maya Scribe and His World», N-Y, 1973; «Death and the Ancient Maya // Death and Afterlife in Pre-Columbian America», Wash., 1975; «The Lords of the Underworld», Prinstone, 1978; «Old Gods and Young Heroes», Jerusalem, 1982; Robicsek F., Hales D. «Maya Heart Sacrifice // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», Washington, 1984; Schele L Human «Sacrifice among the Classic Maya // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», Washington, 1984; Schele L., Miller M. «The Blood of Kings», N-Y, 1986; Sejourne L. «Pensamiento у religiоn en el Mexico Antiguo», Mexico, 1983; Bonor Villareho J.L. «Las cuevas mayas: simbolismo у ritual», Madrid, 1989; «The Ancient Maya» Morley S.G., Stanford, 1984; «Archeological Researches in Yucatan» Thomson. E.H.PMM, v. III, 1904; «The Maya». M.D.Coe. London, 1966; «Costumbres funekarios de los antiguos mayas» Ruz Luiller, Mexico, 1968; «La civilization de los antiguos mayas» La Habana. 1974; «The Maya Scribes and his World» Coe M.D. New York, 1973; «Death and Ancient Maya», «Death and afterlife in pre-Columbian America» M.D.Coe. Washington, 1975; «The Lords of the Under World» M.D.Coe. Prinstone, 1978;  «The ancient Maya» Morley S.G. Stanford, 1984.

Долгое время самым фундаментальным трудом по истории майя являлась книга епископа Диего де Ланды «Сообщения о делах в Юкатане», в которой описывались человеческие жертвоприношения у майя.

Эта книга, написанная в XVI веке, считалась «прогрессивными» писателями и историками неверодостойным документом до тех пор, пока факты не подтвердились археологами. Однако именно в этой книге был описан ныне широко известный колодец Чечен-ица, в который бросали свои жертвы индейцы одного из племен майя.

В советские времена, благодаря пресловутой линии партии, было заранее известно, что конкистадоры являлись реакционными элементами, и поэтому негоже было вытаскивать на свет факты даже из религиозной практики майя, хотя последние к конкистадорам отношения не имели.

Тем не менее, работы, посвященные истории майя, в СССР все же выходили, например, книги Ю.В. Кнорозова («Древняя письменность центральной Америки», «Советская этнография», 1952, №3; «Письменность индейцев майя», Москва, 1963; «Иероглифические рукописи майя», Ленинград, 1975) и В.И. Гуляева («Города-государства майя». Москва, 1979 г., «Второе открытие цивилизации майя»).

Кроме того, были переведены на русский язык работы некоторых западных ученых на данную тему (книга Г.Уилли «Политическая жизнь древних майя», книга Э. Джилберта и М. Коттерелла «Тайны майя», книга Леона Портильи «Философия   нагуа», Москва, 1961).

В дальнейшем над этой темой продолжили работу Г.Г. Ершова («Заупокойные надписи майя» (Древние системы письма). М., 1986; «Майя-тайны древнего письма».2004 г. «Алетейя»), а также Ю.Д. Мамонтова и В. Поликарпов, Д.Д.Беляев, Е.А.Красулин.

Вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя рассматривался, например, в работах Ю.Д. Мамонтовой «Жертвоприношение в религии древних майя» (2005 г.) и Ершовой Г.Г. «Погребальный обряд как отражение модели мира» (на материалах Мезоамерики) (Древние цивилизации Старого и Нового Света. М., 2003).

Кровь была ключевой частью ритуалов майя, хотя был и бескровный способ принесения жертв. При этом майя занимались и самоистязанием. Как пишет Г. Ершова, у них существовал обычай «нанизывания», когда мужчины, как правило, одного рода протыкали свои члены поперек шипом и через отверстия протаскивали длинный шнур как символ пуповины всеобщей матери и Млечного пути и как средство для единения рода с умершими предками.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 3

В развалинах города Чичен-Ице на полуостров Юкатан находится так называемый «Священный Колодец» («Колодец жертв»). Первые упоминания о нем относятся еще к XII веку.  Диего де Ленда писал в своей книге: «У них (индейцев — юкатеков, одной из этнических групп майя) был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи… Колодец этот сохранился до нашего времени, хотя сам город давно заброшен и разрушен».

Как писала в статье «Кровавая жертва или воззвание к небесам» доктор исторических наук Галина Ершова, астрологи майя считали, что созвездие Большой Медведицы – это богиня-старуха, льющая девственную воду мироздания из перевернутого кувшина. Тогда как сама вода мироздания на земле находилась в карстовых пещерах у города Чичен-Ица, где, по верованиям майя, находилась проекция самой северной точки Млечного пути.

Именно поэтому здесь и приносились человеческие жертвоприношения различными племенами майя, когда в пещеры сбрасывались жертвы как своего рода посланники к богам.

Некоторые ученые изначально идеализировали историю майя, отрицая в ней существование человеческих жертвоприношений. Однако во второй половине ХХ века археологами были обнаружены следы массовых захоронений жертвоприношений майя и стали известны подробности ритуалов, запечатленных на камне (мучения  жертв, их убийства сдиранием кожи и поедание их плоти).

Памятники письменности майя часто сопровождались картинами на барельефах или настенными надписями, поэтому процедура человеческого жертвоприношения могла быть достоверно изучена.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 4

В конце концов, и самый главный памятник письменности майя — «Пополь-Вух—Родословная владык Тотоникапана» (Москва, 1994 г.) — полон рассказов о человеческих жертвоприношениях, совершаемых героями этого эпоса, например, богом Тохилем и братьями Хун-Ахпу и Шбаланке.

В ходе ритуала жертвоприношения жертву обмазывали синей лазурью и на голову одевали высокий колпак. Затем жертву вели на вершину пирамиды, где четыре помощника священника-чаки укладывали жертву на алтарь. После этого  жрец вскрывал каменным ножом грудь жертвы, вынимал сердце и передавал его главному жрецу, который окроплял им статую бога, в честь которого осуществлялось жертвоприношение.

Позже тело жертвы сбрасывали к подножию пирамиды, где с неё сдирали кожу другие жрецы, а затем её передавали главному жрецу, который в ней совершал ритуальный танец.

После всех проделанных процедур тело жертвы либо сжигалось, либо разрезалось на куски (если жертва была мужественным воином) и поедалась знатью и жрецами.

Что касается соседних майя-ацтеков, то факты массовых человеческих жертвоприношений, совершавшихся ацтеками, все же сомнений не вызывают.  Религиозные культы ацтеков, очевидно, были ими переняты у более высокоразвитого народа тольтеков, в свою очередь унаследовавших культуру древней цивилизации ольмеков, на чьи земли ацтеки и переселились.

Известно, что культы всех богов у ацтеков были связаны с умерщвлением людей, и ацтеки воспринимали войны, совершаемые по воле бога земли Тлальтекутли, как жертвы богам.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 5

Подобным образом они посылали пищу богам неба и ада в виде человеческого мяса и костей.

Сама игра ацтеков в мяч возникла из ритуального поединка пленников ацтеков, в результате которого проигравшие приносились в жертву.

Согласно Галине Ершовой, в Центральной Мексике в районе городов Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко нашли следы массовых каннибальских пиршеств.

У ацтеков жертвоприношения проводились постоянно и повсеместно, от огромных храмов до маленьких строений с алтарями.

Испанские конкистадоры Бернал Диас и Андрес де Танио видели, согласно воспоминаниям, на площадях ацтекских городов кучи в тысячи черепов жертв ритуалов. Диас писал, что на площади города Кеокотлан лежала гора в сотню тысяч черепов. Тания утверждает, что в центре Теночтитлана  была целая изгородь, сложенная из 136 тысяч черепов.

В ходе освящения пирамиды Теночтитлан перед ней на расстоянии двух миль, согласно свидетельствам конкистадоров, были выстроены четыре ряда пленников для жертвоприношения.

Монах ордена францисканцев Бернардино де Саадун пишет, что после того, как из груди жертвы вырывали сердце, палачи сбрасывали тело к подножию пирамиды. Там трупу отрубали голову и протыкали ее железными штырями, а тело уносили в дом, называемый «кальпули», где его расчленяли, готовя к употреблению.

Эрнан Кортес (Hernan Cortes 1485-1547) когда увидел, что представляет собой государство ацтеков, посчитал своим религиозным долгом уничтожить его.

Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, «…очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв. Их убивали с помощью ножей из обсидиана — вулканического стекла — и увидели статую бога Хуицилопохтли… Тело этого безобразного бога — бога войны ацтеков — было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас… отвел взгляд и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. «Смрад, писал он впоследствии, был сильнее, чем на бойне в Кастилии». Он бросил взгляд на алтарь, там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились. Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами, то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно быть здесь по меньшей мере 136 тысяч (Берналь Диас. «Завоевание Новой Испании»)».

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 6

В честь Тласольтеотль, богини земли и плодородия, в жертву приносили девушку, из кожи которой затем изготовляли куртку для жреца культа этой богини.

В ходе обряда весеннего жертвоприношения в честь другого бога, Тепкатлипока, в жертву ему заранее (за год до праздника) выбирали самого красивого из пленников, без физических изъянов. Такой избранник считался воплощением бога на земле. Его окружали роскошью и почестями, исполняли его прихоти и капризы, кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие одежды, но при этом присматривали за ним, чтобы он не сбежал. Когда до праздника оставалось 20 дней, избранник получал в качестве жен-служанок четырех красивых девушек; они тоже почитались как богини. В день праздника пленника вели к храму, клали его грудью вверх на каменный жертвенник, и верховный жрец разрубал ему грудь, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его богу солнца.

Галина Ершова пишет о том, что при Монтесуме I Старшем (1440-1469 г.г.) у ацтеков официально утверждалась концепция, заменившая существовавший до этого хаос религий, согласно которой Солнце объявлялось божеством ацтеков, которые поддерживали его ход путем приношения постоянных человеческих жертв.

Согласно работе «Золотая ветвь» («The golden bough») Фрейзера, ацтеки, поклонявшиеся солнцу, в церемонии извлечения еще треплющегося сердца из человека при помощи мира солнца считали, что дают новые силы солнцу в его движении по небесному своду.

Показательно, что в Ригведе описывается первое жертвоприношение богам, когда в качестве жертвы выступил первый человек Пуруши, из тела которого был создан весь видимый живой и неживой мир. Причем,   принесен был человек в жертву богам садхья и риши, возникшим после него, тогда как сам Пуруши олицетворял одновременно и Брахму, то есть источник мирозданья. Смысл жертвоприношения заключался в возможности возрождения самой жертвы.

В религии ацтеков, казалось бы, не знающих о Ригведе, основу составляет миф о добровольной жертве бога Нануатцина, бросившегося в огонь и превратившегося в солнце.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 7

Таким образом, согласно мнению мексиканского ученого Мигель Леона Портильи, приведенного А.А. Польским в его работе «Постскриптумы смерти от мифологии к мифологии», Нануатцин, став солнцем, требует себе жертв, без которых движение солнца невозможно. В связи с этим Польский Анатолий Анатольевич пишет, что у древних философов можно прочесть: «Жизнь есть сон, а смерть – пробуждение».

Примечательно, что Кулькулькан, крылатый змей, имел поразительную похожесть с богами целого ряда культов древнего Востока.

Об аналогичных обычаях индейцев в Андах писал в своей «Истории инков» и историк Инка де Ла Вега.

А. Зубов в книге «История религии» делает ссылку на книгу Инка де Ла Веги «История инков» («История государства Инка», Инка Гарсиласо де Ла Вега. Ленинград. 1974 год), в которой описывается племя чариванов, живших на границах с империей инков, как племя каннибалов, практиковавших съедение своих мертвецов и беспорядочные сексуальные совокупления.

Таким же образом он описывает и жителей провинции Ваика-помпа, завоеванных инками, добавляя, что они ввели культ Солнца, заменив былое многобожие.

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 8

Однако и у инков, как пишет Галина Ершова, практиковалась отправка гонца к богам в виде человеческого жертвоприношения. Они оставляли детей в святилищах в высокогорье, где дети замерзали, хотя существовали у них и изображения жертвоприношений пленников, которым отрезались головы.

Сохранились описания ритуального каннибализма у инков, когда обнаженную жертву, которая, по мнению инков, отличалась большими заслугами, привязывали к столбу и еще живую начинали разделывать ножами, сразу съедая её на глазах у жертвы. При этом «пиршестве» присутствовали женщины и дети.

Если жертва не выражала голосом своих страданий, то её костям потом поклонялись, в противном же случае её кости разламывались и выбрасывались.

У инков после смерти верховного правителя жертвовали сотни людей. Монах Хосе де Акоста пишет, что после смерти императора инков Гуайно Капак были принесены в жертву до тысячи человек.

На севере Перу вблизи океанского побережья директор музея археологии и этнографии имени Брунинга Карлос Вебстер во время археологических раскопок нашел массовое захоронение. В заключении, которое сделал Карлос Вебстер, скелеты, датированные XIV веком, были останками человеческих жертвоприношений, большую часть которых составляли скелеты девушек 15-летнего возраста.

В Перу в храме Серро Сечин, построенном около 2000-го года до Р.Х., имеются несколько стел с изображением отрубленных голов и разных частей тела жертв.

Недалеко от Лимы, в Паракасе, где был обнаружен центр древней цивилизации, существовавшей с 2000-го по 700-ый годы до Р.Х., найдены хорошо сохранившиеся мумии. На их погребальных саванах изображено существо с широким ртом и множеством отростков на теле, в одной руке у которого ноги, а в другой – череп. Часто в нескольких сантиметрах от рта этого чудовища изображен труп или отрубленная голова.

По мнению американских археологов Эдварда и Джейн Пауэлл Двайер, это существо пожирало людей.

Много изображений человеческих жертвоприношений осталось и после цивилизации Мочика, существовавшей в этом районе в начале первого тысячелетия после Р.Х.

В Эквадоре, согласно книге Льва Каневского, в племени хибаро существовала закрытая группа посвященных, называвшихся «какарам» (всемогущий ). «Какарам» являлись войнами, доказавшими свою храбрость убийством нескольких врагов и потому имевших право совершать религиозный ритуал отрезания голов с последующим их высушиванием. Отрезанные и высушенные головы потом становились предметом поклонения у других индейцев племени хибаро.

Согласно Майклу Гарднеру, в ритуалах хибаро большую роль играли галлюциногенные препараты, с помощью которых можно было разглядеть невидимые силы – духов.

Важную роль в религии хибаро играл поиск особой души Арутамо. Когда индеец после длительных ритуалов получал душу Арутамо, его охватывало желание убивать. Но после убийства индеец этой души сразу лишался, и ему необходимо было искать другую душу.

Головы жертв высушивались, чтобы душа Мусияк не могла мстить за смерть своего хозяина. С высушенной головой убитого врага индеец участвовал в трех праздниках.

Монах-францисканец Педро Сьеса де Леон описывал существовавший у индейцев Эквадора и Колумбии обычай хоронить живых жен вместе с умершими или убитыми мужьями. Это подтверждают и воспоминания Гаспара де Эспиноса.

Среди индейцев Колумбии широко практиковалось извлечение сердца из груди жертвы с последующим его поеданием.

Впрочем, нельзя отрицать глубокой укорененности каннибальских обычаев и в среде тех индейских племен, которые ацтекам и инкам подчинены не были. Так, в Бразилии каннибализм существует до сих пор на самом западе сельвы, где многие индейские племена сохранили обычай поедания мертвых.

Описание нравов индейцев Бразилии и упоминание об их каннибализме есть у побывавших в плену  у этих идейцев Ганса Штодена, немецкого моряка-канонира, и англичан Энтони Найвета и Питера Гардера. Подобные описания имеются и у французских священников, путешествовавших по Бразилии, в частности у францисканского монаха Андре Теве и капуцинов Ива Ивре и Клода д’Абвиля.

Ганс Штоден, потерпевший кораблекрушение в 16 веке у берегов Бразилии, так описывал жертвоприношение у племени упинамба: «Пленника выводили на деревенскую площадь, где его били местные женщины, затем в церемониальном поединке палач ему раскраивал дубинкой голову. Затем старухи, толкая друг друга, стремились напиться крови жертвы, детям давали погрузить в кровь ручки, а матери смазывали кровью соски».

Первый епископ Бразилии Перо Фернан дела Сардиньи, чей корабль разбился у берегов Бразилии, был съеден индейцами вместе с сотней людей из его свиты.

Лев Каневский приводит свидетельства путешественников нового времени, 19-20 веков, таких как А.Г.Кин и Рассел Уоллес, о существовании у индейцев традиции делать ритуальное питье из измельченных ногтей умерших сородичей.

Рассел Уоллес писал о страсти племен Амазонии, таких как кабеуш и ваупеш, к каннибализму.

Свидетельство о каннибализме индейцев Амазонии оставил в своей книге «Путешествие натуралиста в Амазонии» Г.У.Бейтс, описывая индейское племя каннибалов мажеронов.

Монтень, один из первых европейских гуманистов, после встречи с представителями племени тупинамбе, привезенными из джунглей Бразилии, написал идеалистическую повесть «О каннибалах». В ней он создал образ чистосердечных и неиспорченных туземцев, забыв, однако, упомянуть о том, что эти туземцы были настоящими людоедами. Вероятно, Монтень не знал всех подробностей их ритуалов, так как переводчик с трудом справлялся с переводом.

Впрочем,  Монтеню импонировало в нравах индейцах то, что у народов, живших первобытнообщинным строем, в Амазонии «коммунизм был распространен повсюду, особенно у земледельческих народов». Все жили в общих жилищах, женщины возделывали общие поля, мужчины сообща охотились и принимали гостей. При этом весь распорядок дня определял их вождь, он же делил улов.

Подобная организация, как пишет польский автор Крживицкий, способствовала порабощению  индейцев иезуитами, имевшими схожую организацию.

Интересно, что воспитанные идеями Монтеня и других революционеров силы через двести лет сделали французов подобием этих каннибалов, одев на них якобинские колпаки.

Как пишет Лев Каневский, обычаи индейцев-каннибалов тупинамбе, ныне практически исчезнувших, во многом были схожи с ритуалами ацтеков. Например, тупинамбе предпочитали захватывать пленников, практиковали жертвоприношение в виде поединка, в котором возможности жертвы были ограничены, демонстрировали пленнику показную благожелательность.

Лев Каневский приводит строки из книги шотландского миссионера Х.У.Барброка Гроба, описывавшей события второй половины 20-го века, где указывается, что на западе Бразилии каннибализм еще жив. Здесь многие индейские племена сохранили обычай поедания мертвых.

Как пишут в своих работах авторы П.Клестер (P. Clasters) «Guayaki cannibalism» («Native South Americans». Boston 1974) и Г. Доул (G. Dole) «Endocannibalism among the Amahuaca Indians» (Transactions of the New York Academy of Sciences 1962), южноамериканские индейцы сжигали умерших соплеменников и съедали истолченные в муку их кости вместе с золой, ибо так, по их представлению, они получали силу умерших, и духи им не только не вредили, а даже помогали.

В ритуале жертвоприношения у индейцев Америки (например, ацтеков и ирокезов) ключевую роль играло сердце жертвы.

Случаи жертвоприношений и каннибализма были у индейцев тесно связанны с магией, точнее, с шаманизмом, который означал «жизнь в мире магии».

Франц Боас, немецкий ученый-антрополог, который исследовал в Северной Америке в 30-х годах шаманство и сам присутствовал в процессах шаманизма, писал, что за неудачи шаманов изгоняли из племени, а в обрядах шаманизма участвовали все — и шаманы, и коллектив.

Индейцы как Северной, так и Южной Америки, согласно книге «История каннибализма и человеческих жертвоприношений» Льва Каневского, практиковали жестокие пытки жертв перед жертвоприношением, и, по сути, их ритуалы были схожи с ритуалами ацтеков.

Примеры подобных пыток описаны в документах времен войн испанцев, французов и англичан против индейцев Северной Америки.

Приемная дочь вождя Мэри Джемисон писала, что индейцы в Кентукки в 1759 году, пытая белого человека, практиковали прикладывание  горящих головешек к его телу, прикладывание тлеющих углей и раскаленного металла к  разным частям его тела, посыпание нагретым песком и тлеющими углями его головы, с которой перед этим был снят скальп, вырывание волос на голове и из бороды, связывание тела горящими веревками, нанесение увечий, уродование ушей, носа, губ и других частей тела, прижигание изуродованных частей тела, вырывание ногтей, выламывание пальцев, насаживание обрубков на маленькие вертела, вытягивание жил из рук.

Интересные записи пыток, применявшихся в ритуалах племени гуронов, оставил иезуитский священник Ле Жан в 1767 году. Согласно данным Ле Жана, приведенным в книге Льва Каневского «История каннибализма и человеческих жертвоприношений», гуроны начинали свой ритуал с наступлением сумерек, зажигая одиннадцать костров. На деревенской площади собиралось все население деревни всех возрастов и обоих полов. Жертву гнали между кострами, стремясь прижечь ее горящими факелами или горящей корой. Если жертва теряла сознание, ее приводили в чувство. После восхода солнца костры гасили, жертву возводили на эшафот и опять начинали прижигать ее факелами, а также головешками, выжигая глаза, засовывали их в горло и в задний проход, раскаленными топорами резали спину, лицо и плечи. Когда жертва теряла сознание, ей вливали немного воды в глотку, а затем отрубали руку, ногу, а потом и голову, бросая ее в толпу.

Как пишет Лев Каневский, скальп у индейцев имел религиозное значение. Например, у индейцев племени иссиу, живших на берегах Миссури, сначала скальпы развешивали на деревьях, распевая религиозные гимны, а затем помещали их в золу от вечного огня, поддерживаемого в храме.

В индейском племени пауки, по утверждению Льва Каневского, скальпы считались церемониальными дарами богам, а в индейском племени натчезов старые женщины надевали скальпы на себя во время ритуальных танцев, когда просили солнце принести победу своему племени.

Индейское племя квакиутль, жившее к западу от озера Верхнее, поддерживало культ бога Бакебакуаланксину ( тот, кто первым съел человека в устье реки ), в рамках которого существовал институт «гамацу». Как пишет Лев Каневский, становясь гамацу – «узаконенным каннибалом», человек получал право питаться человеческим мясом. Посвящение в гамацу проводилось в ходе ритуальных танцев, после которых новообращенный, впадая в раж, начинал откусывать куски мяса от тел своих соплеменников. Затем он устраивал пиршество для старых гамацу из трупов своих же соплеменников, которые помещались в деревянные ящики и развешивались на ветвях деревьев для мумификации. Мумии снимали с дерева, вымачивали в соленой воде, а затем коптили на медленном огне.

Ритуальный танец гамацу символизировал жажду человеческого мяса, индеец при этом ассоциировал себя с духом Бакебакуаланксину.

Гамацу мог убивать либо раба, либо пойманную случайную жертву, включая своих соплеменников.

Многочисленные табу определяли жизнь этих одержимых дьяволом людей, втягивавших в сферу своих интересов все племя.

Французы и англичане, колонизировавшие Канаду, применяли силу против индейцев, так как подобное соседство могло привести к каннибализму в отношении самих колонизаторов.

Таким образом, обычаи индейцев Америки были далеки от той идеальной картины, которая рисовалась в различных книгах и фильмах ХХ века, и все индейские племена рано или поздно пережили бы судьбу майя.

Разумеется, государства ацтеков и инков действительно разрушили конкистадоры. Но причина успеха их, как совершенно правильно писал Игорь Ростиславович Шафаревич в своей работе «Социализм как явление мировой истории», в том, что подчиненные им племена с приходом испанцев выступили против своих поработителей, ибо могут ведь и индейцы быть «эксплуататорами» индейцев, а не только ненавистные «белые люди».

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 9

Именно кровавый культ ацтеков и инков и был главной причиной их поражения, так как огнестрельное оружие у испанцев тогда было еще несовершенно, и в то время и в самой Европе применялись луки и стрелы в войнах.

Индейцы после нескольких сражений быстро к этому оружию привыкали, тем более испанцы из-за нехватки людей в свои ряды брали и индейцев, учившихся обращаться с оружием.

Главной причиной поражений ацтеков и инков было то, что большинству индейцев просто надоело, что их и их детей приносят в жертву неведомым богам, тогда как пришлые испанцы подобных жертв не приносили, и, тем не менее, вопреки утверждениям священников индейцев, солнце не остановилось.

Что касается современного восприятия действий конкистадоров и самих индейских цивилизации Америки, то оно находиться под влиянием не каких-то новых исторических фактов, а современной идеологии либерализма, навязанной практически во всех областях общественных наук.

Современное сознание «интеллигентного» человека воспроизводит идеи, заложенные еще во Франции 18-го века, — так называемые идеи «гуманизма». Основой «гуманизма», если убрать словесную эквилибристику и логические уловки, является утверждение о том, что главное зло в мире происходит от христианства в его полной и истинной сути. Собственно, даже не в христианстве дело, просто сознание «гуманиста» не воспринимает вселенную во всей полноте, пытаясь описать ее исходя из собственных суждений и предубеждений. Подобное сознание довело современного человека до парадокса, когда цивилизация, созданная христианской культурой и воспитавшая его, становится объектом насмешек и критики, а культы диких племен – источником знаний.

Для анализа истории колониализма европейских государств следует применять религиозный подход, так как в 15-16 веках национализм в Европе был подчинен церкви, которая определяла характер завоеваний.

Испанцы и португальцы, являясь последовательными католиками и находясь под влиянием вековой борьбы против арабских завоевателей, считали колониальную политику миссией по утверждению на новых землях креста для борьбы с язычеством и арабами.

Франция, являясь более светским государством из-за политических претензий французских королей, в ходе колониальных захватов в Северной Америке и в Индии сохранила примат католической церкви и не допускала особых послаблений другим религиозным организациям.

Голландия, которая возникла в ходе религиозной борьбы протестантов-кальвинистов против Рима и испанской короны, осваивала новые земли в Северной и Южной Америках, Индии и юго-восточной Азии, проводя четкую линию собственной кальвинистской исключительности в отношении язычников.

При этом голландцы видели врагов в католиках, вступая с ними в постоянные конфликты.

Англия, начав колониальную политику позже Испании, Франции, Португалии и Голландии и не совершив великих географических открытий, занимает особое положение.

Англиканская церковь, созданная по политическим мотивам, религиозным рвением не отличалась.

Пуританская революция Оливера Кромвеля после его смерти сошла на нет, оставив в Англии и Шотландии много сект, существование которых британская монархия особо не оспаривала, попав к тому времени под влияние масонских идей.

Когда британцы начали колониальные захваты, эти секты хлынули в новые колонии, внося раздор и сумятицу. Секты совместно с британской масонерией и определили дух нового государства – США.

Надо учитывать, что британцы не столько осваивали новые земли язычников для креста ( не очень популярного в британских верхах ), сколько отнимали завоеванные территории у испанцев, португальцев, французов и голландцев.

 

Валецкий О.В. "О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике" - 11

ФОТО. Карта территорий в Новом Свете освоенных испанцами и португальцами

 

Валецкий О.В. «О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике» — 10

ФОТО. Карта Французской Луизианы

 

Суть британской колониальной политики демонстрируется в пиратстве, когда британская корона, не сделавшая ничего для освоения Нового Света, выдавала «патенты» на вооруженный грабеж испанских колоний.

Собственно, если бы британской короны не существовало, мир в 20-м веке стал бы более цивилизованным и благоустроенным, так как к тому времени все территории Америки, Африки и Азии были бы освоены европейскими народами.

Британия в 20-м веке, сыграв ключевую роль в уничтожении Российской, Германской и Австро-Венгерской империй, показала свою суть, ибо на обломках этих империй были созданы деструктивные политические образования.

Достигнув могущества, Британия перешла на глобальный уровень, уничтожив при этом все колониальные империи, в том числе свою собственную.

На основании вышеизложенного можно сделать логический вывод, что все войны, которые вели британцы ради новых колоний, имели в религиозном плане только одну цель – остановить распространение креста в мире.

Разумеется, в английском народе существовали и здоровые силы, так как Британия вела свою историю с крещения времен императора Константина, древних британских королевств и Святого Патрика. Однако эти силы с каждым веком таяли, как таяла и сила в древних рыцарских рядах, возникших как сакральная сила по велению Бога.

Последняя британская династия с начала 18-го века повела Британию уже совсем иным путем.

Либерализм как раз и есть изобретение британской политической мысли, и его ценности британская корона с начала XVIII века стала навязывать всему миру.

Либерализм дал возможность различным революционным движениям сначала социалистического, а затем и исламского толка, побеждать европейские христианские народы, оказавшиеся в начале ХХ века на пике могущества.

Британский либерализм был тем ядом, который парализовал их силы. Естественно, его корни лежали в той религии Великого архитектора, которую проповедовали британские масоны и их собратья из Франции и США по всему миру.

Конечно, скоро от этого Великого архитектора придет воздаяние его слугам, однако, в отверзнувшуюся пропасть последуют не только они, но и все те, кого они соблазнили.

 

Валецкий О.В. «О человеческих жертвоприношениях в Мезоамерике» — 12

ФОТО. Три ацтекских ножа

 

Литература

  1. Пополь-Вух — Родословная владык. Тотоникапана. М., 1994.
  2. Мамонтова Ю.Д. Жертвоприношение в религии древних майя. М., 2005.
  3. Ершова Г.Г. Погребальный обряд как отражение модели мира (на материалах Мезоамерики). Древние цивилизации Старого и Нового Света. М., 2003.
  4. Ершова Г.Г. Кровавая жертва или воззвание к небесам // Вокруг света. 2006. № 3.
  5. Нечаев А. Прощание с Пернатым Змеем // Вокруг Света. 2001. № 3.
  6. Матриархальный мир в Америке // Neumann, Die grosse Mutter, eine Phaemenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten.
  7. История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. М.: Планета детей, 1997.
  8. Инка Гарсиласо де Ла Вега. История государства Инка. Ленинград, 1974.
  9. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. М.: Советский писатель,1991.
  10. Польский А.А. Постскриптумы смерти от мифологии к мифологии. Ставрополь: Северокавказский социальный институт, 2008.
  11. Жуков А. Тайны ольмекских голов // Мир зазеркалья. 2006. № 12.
  12. Диего де Ланда. Сообщения о делах в Юкатане. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1955.
  13. Берналь Диас дель Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании. М.: Форум, 2000.
  14. Ершова Г.Г. Майя.Тайны древнего письма. М.: Алетейя, 2004.
  15. Мамонтова Ю.Д. Жертвоприношения в религии древних майя. М., 2005.
  16. Каневский Л. История каннибализма и человеческих жертвоприношений. М.: Алгоритм, 2014.