ФОТО:
Опубликовано: предоставлено для публикации в журнале «Реальный мир»
Дмитрий Володихин
Лет семь-восемь назад образ Империи вошел в нашу фантастику и с тех пор уже не покидал ее. Он выполнял роль канала, концентрировавшего желание очень многих людей опять увидеть свою страну великой державой, вернуть закон, порядок, «уверенность в завтрашнем дне». Кроме того, просто ощутить, что у России есть достойное будущее, и в этом будущем она сохранит самостоятельность. Империя в российской фантастической литературе сыграла роль своего рода «народного плаката»: ее сторонники крупными печатными буквами писали наилучшие пожелания для страны, а противники старались пририсовать чертиков, кривульки и всяческих «детских страшил», чтобы показать, насколько эти пожелания смешны и, стало быть, несбыточны. Ведь какого-либо внятного описания иных моделей русского будущего в массовом порядке наша фантастика не создала. Никакого адекватного ответа имперской теме не появилось.
В создание образа Империи так или иначе вложились Эдуард Геворкян, Павел Крусанов, Александр Зорич, Владимир Серебряков и Алексей Уланов, Андрей Столяров, Андрей Плеханов, Роман Злотников, Вячеслав Рыбаков (и Хольм ван Зайчик — полуРыбаков/полуАлимов), автор этих строк, а также некоторые другие писатели-фантасты.
Еще года три назад Империя как проект разрабатывалась по многим направлениям. Но в последнее время произошла определенная унификация или, если угодно, сосредоточение на православном имперстве. Этот тип «декораций» получил преобладающее значение.
Исключения, конечно же, есть. Так, например, Хольм ван Зайчик выпустил в прошлом году очередное продолжение «евразийской симфонии» — роман «Дело непогашенной луны» (СПб., «Азбука»). В нем подмостками действия является государство Ордусь, колоссальная держава, включающая в себя большую часть Евразии. На всей его территории преобладающей является китайская культура, нанизанная на конфуцианский идеологический стержень, как куски шашлыка на шампур.
Роман Злотников закончил тетралогию, начатую им совместно с замечательным московским писателем Андреем Николаевым, скончавшемся в этом году. Последний роман — «Бешеный медведь» (СПб., «Лениздат», 2006) — как и предыдущие, представляет собой боевик, в рамках которого православная Российская империя вынесена в космическое будущее. Александр Зорич также выпустил завершающую книгу микросериала, трилогии, уже признанной критиками в качестве наиболее известного образца космооперы в постсоветской России. Этот роман, «Время московское» (М., АСТ, 2006), свидетельствует о том, что харьковский творческий дуэт Яны Боцман и Дмитрия Гордевского, работающий под псевдонимом Александр Зорич, перешагнул духовную баррикаду и оказался на другой стороне. Первые две части трилогии (особенно роман «Завтра война») наполнены были ироническим отношением к имперской теме. Иначе звучит она в третьей книге: в данном случае Империя безо всяких скидок показана как благо, а христианство играет роль драгоценного вина, существование которого придает смысл крепкостенной чаше — русской державе.
Еще дальше идет Наталья Иртенина в альтернативно-историческом романе «Белый крест» (М., «Лепта»—ЭКСМО—«Яуза», 2006). Реальность ее Империи, христианской сверхдержавы, возникает в результате вселенского катаклизма, заменившего собой революцию 1917 года и окончание Первой мировой войны. Корпус белой гвардии исполняет в ней функцию службы безопасности, отвечающий за подавление разного рода бесовщины. Сама же Российская империя возникает как овеществление давних пророчеств о «катехоне», т.е. удерживающем. Прямо об этом в романе не говорится, однако знакомство автора с соответствующей христианской мистической литературой очевидно… Иными словами, Россия предотвращает падение мира в бездну. Вечно эта ситуация продолжаться не может, поэтому последние страницы романа наполнены печальными предчувствиями. Персонажи понимают, что когда-нибудь и эта могучая твердыня падет, не пережить ей тьмы, сгущающейся перед Страшным судом. Но, в сущности, чем так уж плох Страшный суд? Да, он страшен, но после него будет новая земля и новое небо…
Под прямым впечатление от книги Андрея Плеханова «Сверхдержава» написан роман Максима Жукова «Оборона тупика» (М., ЭКСМО, 2006). Название успело стать крылатым: оно несет на себе отпечаток авторской гордости — пусть кому-то Россия кажется безнадежным тупиком при столбовой дороге мирового развития, куда еще эта магистраль заведет! А «тупик» может оказаться спасением для человечества, чем-то вроде его стратегического резерва. Следовательно, оборонять его надо до последней капли крови. Но оборона — стратегия ненадежная. Гораздо более перспективным автору представляется нападение. А оно в первую очередь означает смену современной политической элиты России, элиты, рожденной во времена ельцинского либерализма. Инструмент — заговор и переворот, сопровождающийся минимальным пролитием крови. К чести автора, он, в подробностях живописуя технику замены госвласти, стремится во всем и везде показать: пролитие крови — зло! Ее придется пролить, но скорбя, сокрушаясь сердцем, стараясь где только можно отказаться от насилия или минимизировать его. Заговорщики желают видеть «на выходе» Православную цивилизацию, они знают, что такое исповедь, и отлично помнят о существовании шестой заповеди…
Характерный штрих: за «Оборону тупика» Максиму Жукову была присвоена премия Лиги консервативной журналистика, организации радикально патриотической. Некоторые рецепты, пусть они высказаны фантастами, воспринимаются серьезно и запоминаются надолго. Автор даже предлагает кое-какие расчеты. Жуков считает, что на полную смену элиты и выстраивание крепкой, жизнеспособной национально-ориентированной структуры властей потребуется 7-8 млрд. долларов. А по целому ряду позиций он смыкается с разработками практикующих политтехнологов.
Фактически Максим Жуков написал вариацию «Техники переворота» Курцио Малапарте, только… до самого переворота.
* * *
Похоже, фантасты, разрабатывавшие имперскую тему, подвели ее к реальности на расстояние одного шага…