Публикуется по кн.: Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. М., 2005. Т. 5. С. 588–589.

 Александр Воробьев

В современной России очень модно стало говорить об империи и консервативном проекте. Наши современники в той или иной форме тоскуют о сильной власти и державном величии РФ. Кажется, протяни руку, одетую в консервативную варежку, и былое величие будет восстановлено. Это не так. Мы, русские, напрочь утратили понятие о социально-политическом строительстве. Вернее не столько о нем, сколько о тех, кто это строительство должен осуществлять. Мы ошибочно полагаем, что новые или заново переосмысленные идеи смогут восстановить то, что мы разбазарили в лихие 1980–1990-е годы. Это не так, ибо субъектом мировой истории всегда является человек, а не идеи, точнее — сообщество людей, спаянных общими ценностями и моделями поведения, которыми должно быть пронизано все человеческое нутро. Идей у нас полно, а вот людей катастрофически не хватает.

Сегодня важно понять, что необходимо заново формировать «русские модели поведения», а для этого необходимо переформатировать наше самосознание. И только таким образом можно будет восполнить самый главный дефицит консервативного проекта — кадровый голод.

Человека нужно воспитывать. Простой констатации того, что мы потеряли — недостаточно. Важно не то, что было утрачено, а то, что необходимо приобрести. И в этом плане очень важно понять, что нет у русского страшнее врага, чем русская литература XIX века. Именно тогда, был сфабрикован образ вечно ноющего интеллигента, который должен вершить судьбу России. Нам нужна новая литература, воспевающая лихих людей длинной воли. Нам нужно сделать то, что в свое время проделали англичане викторианской эпохи. Они на многие годы отформатировали сознание британцев таким образом, что бывшие литературные «изгои» малограмотные Томми (солдаты Вдовы), вышли со страниц книг и заполнили ряды строителей Британской империи.

Результат этой деятельности очень простой. Когда Британская империя прекратила свое существование, то входившие в нее земли не разбежались, туземные племена не стали отождествлять англичан с оккупантами и не стали истреблять британское наследие. Наоборот, они всячески пытаются сохранить наследие колониального периода. И теперь вместо Британской империи возникло Содружество наций, в которое входит более 50 государств и почти треть мировых ресурсов. И все эти государства добровольно подчиняются английскому монарху.

Этого не произошло бы, если бы не был сформирован образ белого колонизатора, жертвующего свой жизни ради подчиненных ему племен. Преемственность осталась. И сегодня бремя белого человека продолжают нести внуки и правнуки английских колонизаторов XIX века.

Если Редьярду Киплингу удалось создать образы Маугли, одинокого волка, «белого человека», мужественно несущего свое бремя, жертвующего собой Томми, то это должны сделать и мы. «Мы с тобой — одной крови, ты и я» — вот он закон («закон джунглей»), который нужно привить нашему человеку. Но сегодня, благодаря русской литературе XIX века господствует другой закон, шакала Табаки, «Каждый сам за себя».