Испанию после гражданской войны примирила культура. У сегодняшней Украины такой возможности нетОпубликовано: ЖЖ Юрия Шушкевича. 19.02.2017.

Юрий Шушкевич

Недавний отъезд Захара Прилепина в вооруженные силы ДНР воскресил подзабытые сравнения между войной в Донбассе и гражданской войной в Испании. Действительно, параллелей немало, все они налицо и хорошо известны, поэтому упомяну лишь одну: война в Испании длилась с 1936 по 1939, то есть три года – отсюда уместно предположить, что по прошествии тех же трёх лет, отсчитывая с весны 2014-го, в нынешнем 2017 году резонно ожидать того или иного окончания конфликта.

Соответственно, следующим шагом должно стать примирение. А для любого примирения необходимо, прежде всего, устранить или хотя бы ослабить эмоциональное отторжение, разделяющее стороны конфликта.

В Испании, навсегда, казалось бы, разделённой реками пролитой крови и непримиримыми идеологическими концептами, где были умерщвлены 450 тысяч, а 600 тысяч – отправились в изгнание, практически сразу же, как только замолчали пушки, явился культурный феномен, работающий на залечивание ран и объединение расторгнутого. Имя этого феномена – Аранхуэзский концерт для гитары соло и оркестра, написанный в ту пору ещё мало кому известным испанским композитором Хоакином Родриго.

Знаменитое адажио — вторая часть Аранхуэзского концерта – не только вошло в число величайших музыкальных произведений XX века, но и стало эмоциональным олицетворением единства испанского народа. Доминирующая в нём тема утраты, тревожная и трагичная, как пустота сгоревшей души, и одновременно украшенная уцелевшими орнаментами иберийской традиции и неуловимыми образами южноевропейского романтизма, по свой сути сделалось общей для всех испанцев эмоцией, с которой примирение началось и в итоге состоялось – пусть на это потребовались долгие годы.

Х.Родриго начал работу над «Аранхуэзом» весной 1939 года, то есть в последние месяцы гражданской войны, а впервые исполнен концерт был в Барселоне в 1940-м и, разумеется, при самой активной поддержке победившего Франко – несмотря на то, что главная тема адажио безусловно всеми воспринималась как реквием, а учитывая, что республиканцев пало в три раза больше, нежели франкистов, посвящение реквиема выходило более чем очевидным. Правда, франкистская пропаганда быстро объявила, что в этой великой музыке – лишь печаль по утраченному личному счастью композитора, что тема скорби навеяна воспоминаниями о его медовом месяце, проведенного в садах Аранхуэза, а также памятью трагической смерти его ребенка, случившейся ещё до войны,– однако люди поняли все именно так, как обстояло на самом деле. Безусловно, что и навсегда отошедший медовый месяц, и смерть младенца, и личная трагедия композитора (в раннем детстве он лишился зрения) в музыке присутствовали –  однако они лишь вливались в общую колоссальную скорбь, из которой затем пробуждались робкие аккорды надежды.

Послушать адажио из Аранхуэзского концерта Х.Родриго можно здесь:

Об Украине же я подумал в связи с тем, что подобная схема примирения и возрождения в обозримой перспективе там, увы, полностью исключена. И дело даже не в том, что в её творческих пространствах не наблюдается соразмерных фигур. В этой стране случилось нечто невиданное прежде: политический класс, объявивший себя «передовым», но при этом осознающий невозможность получить устойчивую поддержку от большинства народа, сознательно и всерьез определил своим союзником и опорой подлинные отбросы общества: гопников, уголовников, людей без профессий и мозгов. Отсюда антикультурность сделалась в украинском обществе абсолютной доминантой, и шансов на то, что это общество удастся сшить посредством какого-либо культурного кода – ныне совершенно никаких.

Должен признаться, что опасность подобного состояния в полной мере актуальна и для России. Не хотелось бы в нынешние непростые времена данную мысль развивать и препарировать, но разве не глупо излучать уверенность в том, что необъятный русский мир удастся сформировать и скрепить исключительно проповедями в духе Железняка и Яровой?