КАРТИНА: Верещагин В.В. Перед атакой. Под Плевной (1881)КАРТИНА: Верещагин В.В. Перед атакой. Под Плевной (1881).

Опубликовано: Искандар Асадуллаев. Кто будет склеивать Новую Евразию? // ЦентрАзия.Ру. 13.07.2012.

Искандар Асадуллаев

В 2012 году вышла в свет книга двух вице-президентов российской Академии геополитических проблем В.В. Воложанина и В.П. Петрова «Основы теории Новой Российской Империи» 1. В Интернете были помещены оценки этой книги с точки зрения внешнего наблюдателя (Б Муминов: Новая Евразия как анти-Империя 10:08 01.07.2012 Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1341122880). Как участнику круглого стола, проведенной названными геополитиками, нам также хотелось бы высказать свои взгляды на эту острую проблему, листая названную книгу.

Анализ внешней политики России по отношению к Таджикистану наводит на мысль о том, что особая «доблесть» внешней политики России заключается в чрезвычайно малых затратах в осуществлении «полета величия — Державности», что совершенно не вяжется с принципами взаимности и дружбы по отношению к союзникам. Однако при таком подходе во внешней политике совершенно невозможно создать крепкие союзнические международные отношения. Союз, построенный на выкручивании рук, не может быть крепким союзом. При таком отношении нереально требовать от союзника одновекторной пророссийской политики. Союзник отчаянно всеми возможными путями будет проводить многовекторную политику в надежде выйти из тупика, зная, что Россия, не оказывая решающую помощь, не допускает в то же время и получения Таджикистаном помощи от других. Это сегодня до имперская и после имперская позиция некоторых центров сил России — тех, кто упорно говорит о союзе. Что же тогда говорить о реалиях будущей Империи?!

Однако многовекторная внешняя политика Таджикистана возникла не сразу, вначале она была однозначно ориентированной на Россию в ожидании инвестиций, помощи в строительстве крупных ГЭС, например, Рогунской. От России ожидали помощи в создании страной системы энергетической безопасности, но многие попытки ее создания при помощи РФ оказались тщетными. Это дало основание ряду экспертов говорить о том, что Россия проводит политику ограничения энергетической безопасности Таджикистана в угоду центральноазиатскому гегемону – Узбекистану. И не только поэтому.

В треугольнике Москва – Ташкент – Душанбе власти РФ почти всегда берут сторону Ташкента, за редкими обещаниями помощи Таджикистану во время отказов Узбекистана от тесного участия в структурах с ведущей ролью России.

Между тем многовекторная политика Таджикистана имеет свою специфику. Она опирается и допускает военное, цивилизационное и геополитическое сотрудничество с Россией и одновременно не исключает сотрудничества с другими странами и державами. В существующем положении вещей нелепо делать упреки в адрес Таджикистана. Москва прекрасно знает о тех проблемах, которые создает для Таджикистана Ташкент, но не поступается своими интересами в узбекском направлении ради Душанбе. Есть и другой пример. Например, Россия и европейские страны прекрасно ладят по поводу углеводородных труб в Европу, но Россия с раздражением относится к праву Душанбе налаживать плодотворные отношения со странами Европы, получать от них помощь.

Однако вернемся к нашим «провозвестникам» Империи. На смену СНГ должен, по мнению новых империалистов, придти Российский Имперский Союз. Вице-президенты Академии геополитических проблем пишут: «При этом очевидно, что первой и самой важной задачей внешней политики новой Российской Им­перии будет формирование в ее составе Российско­го Имперского Союза, а также обеспечение внешней безопасности страны. В этом направлении придется много потрудиться» 2.

Кто же будет склеивать новый Союз народов и в самой России и в Российском Имперском Союзе? Об этом они пишут следующее: «Конечно, русскому народу всегда в Российской Империи принадлежала особая роль. Русский на­род, как имперский суперэтнос*, всегда «склеивал» Империю, был основой Русской Цивилизации. И возрождение истинного, православного, культурно­исторического, патриотического русского нацио­нального самосознания — важнейшая цель новой Российской Империи, отвечающая интересам Рус­ской Цивилизации и всех русских, в широком смыс­ле этого слова, во всех сословиях и народах нашей Великой Родины» 3.

И ни слова о том, как преодолеть шовинизм и национализм, разлагающие российское и евразийское единство. А с другой стороны – разъединяющее страны Евразии доминирование России без системной помощи своим собратьям. Ни слова об идеалах взаимопомощи, человечности и взаимоуважения народов на всех уровнях: политическом, культурном, бытовом, социально-психологическом, этнополитическом.

Только существованием русского «суперэтноса» вопроса не решить. Для того чтобы он склеивал остальных, необходимо соответствующее состояние его умов, и элиты и всего народа, не зараженных ненавистью к другим как «чуркам» или «балласту». Это задача не из абстрактной сферы, она четко стоит и перед Россией и перед ее руководством, но не решается ими. При этом следует иметь в виду состояние умов не только русских и россиян, но и все остальных в Евразии. Соответствующее состояние умов можно создать, если идеалы Евразии будут приняты инициаторами Евразийского Союза, и они будут внедрять их на всем пространстве Евразии.

Как же склеивать, если некоторые властные структуры России не предпринимают никаких действенных мер против ограничения политики и психологии доминирования, которым заражены многие в России? В чем же причины? Может быть, именно такая политика и необходима руководству?!

Таджикистан отказался бы от многовекторной внешней политики, если был уверен, что его однозначно пророссийская политика не будет заложником остаточного принципа помощи по отношению к нему. Это значит, что в постсоветском пространстве после развала СССР из жизни народов были изгнаны идеалы Евразии, вкрапленные в тоталитаризм – идеалы человечности, равенства, взаимоуважения и взаимопомощи.

Без идеалов Евразии не может быть Евразийского Союза. То есть без определенного состояния умов.

Мы должны говорить о таком процессе, который имеет место в Евразии, как глобализация сознания. На это и обращает внимание Б. Муминов. Это процесс превращения общественного сознания в виде идеологии в одну из основ различных видов сознания – индивидуального, семейного, группового, коллективного сознания. Общественное сознание и включенные в него евразийские идеалы пронизывали все остальные виды сознания и с разрушением такого его вида, как идеология, ослабили все остальные виды сознания. Возникла необходимость в надындивидуальной поддержке всех остальных видов сознания в направлении решения новых задач создания здоровых отношений в новых условиях. Поэтому во весь рост встает задача выдвижения в сознании миллионов идеалов гуманизма. Об этом не ведают новые империалисты – авторы названной книги.

В семье, упорядочивании обычаев, возрождении патриотизма с человеческим лицом, преодолении разгула национализма и шовинизма, утверждении доброго отношения к людям, непохожим на тебя, сохранении и защиты своей цивилизации, и своей и евразийской, сегодня важная роль принадлежит идеалам.

Когда разрушилось коммунистическое сознание, то ослабевшие формы сознания – индивидуальное, семейное, или иные виды коллективного сознания оказались подверженными влиянию новых отношений в постсоветском пространстве, называемых ныне отношениями варварского капитализма.

Демократическое сознание, движение и отношения в передовых странах мировой демократии в состоянии защитить существующий там гуманизм по отношению к человеку – права человека, верховенство закона. Однако в странах СНГ с приходом варварского капитализма, явлений правового нигилизма и в условиях устранения лучших идеалов человечества и Евразии с разрушением прежней идеологии, не стало государственно-идеологической основы для поддержания гуманистических отношений.

В коммунистической идеологии было много фальши, лицемерия, но именно она вобрала в себя лучшие идеалы человечества, была создана в условиях государственно-бюрократической деспотии сфера подлинных человеческих отношений. Это кажется парадоксом, но это именно так и было.

С практическим коммунизмом были связаны и преступления против человека и существование подлинных гуманистических отношений, которые допускала советская власть. С разрушением советской власти и идеологии была разрушена платформа сферы советского гуманизма с достижениями в области социальной защиты, образования, научного сознания, семейных отношений, межнациональных отношений, свободы и защиты женщин и детей. Несмотря на то, что детский труд использовался на производстве, а свободная женщина была посажена на трактор и выполняла тяжелый труд, гендерные проблемы по-своему решались в советское время.

Сегодня, в наше время или только ругают коммунизм, или односторонне оправдывают. Между тем человеческие достижения в СССР были возможны только потому, что коммунистическая идеология вобрала в себя лучшие идеалы человечества и Евразии.

Именно поэтому советские люди жили, словно в гипнозе, с верой или полуверой в социалистический гуманизм, в особую ценность своей советской жизни. Повторяем, что если бы не идеалы человечества, которые нещадно эксплуатировались советской властью, идеологами в СССР, то репрессивный аппарат коммунистического режима ни на один час, ни на один день не смог бы сохранить систему. Сохранению советской системы способствовала глобализация сознания, декларировавшая идеалы, от имени которых совершалась коммунистическая практика в СССР.

С разрушением идеологии, которая пронизывала все остальное, в постсоветском пространстве ослаблялось многое: сужались общечеловеческие отношения и мораль, ослаблялся патриотизм. В советское время существовала большая сфера общечеловеческой морали, поддерживавшей дружбу между людьми и народами, уменьшавшей национализм, не допускавшей идей фашизма, не дававшей возможности разгулу психологии доминирования и шовинизма. И это, несмотря на тенденции русификации, доминирование «старшего брата», великорусского шовинизма.

В связи с этим авторы «Основы теории Новой Российской Империи» остаются абстрактно вещающими о склеивании народов Союза и России, не ведая о том, что идеи могут и разрушить, но другие идеи могут стать основой единения. Пока, это мы можем говорить, листая постранично книгу, у В.В. Воложанина и В.П. Петрова высказываются идеи, не склеивающие народы, а провоцирующие сопротивление народов.

Если обратиться с вопросом к какому-либо обездоленному таджику о том, желает ли он жить благополучно в Новой Российской Империи, то он измученный условиями жизни, может сказать «да», думая, что вернется в относительное благополучие СССР. Но это будет обманом. Согласно книге о Новой Российской Империи, она не даст благополучия, кроме барского господства над малым народом. Ведь для страны с мусульманским населением авторы обещают следующее: «Генерал-губернаторы и руководители стран — членов Российского Имперского Союза также на­значаются Императором с последующим утвержде­нием народом, проживающим на территории соот­ветствующей губернии, в процессе прямого тайного всеобщего голосования.

При этом Народный Собор и Патриарх Русской Православной Церкви имеют право аргументирова­но отозвать любого члена Сената, Правительства, руководства Судов, генерал-губернатора или руко­водителя страны — члена Российского Имперского Союза» 4.

Ни много ни мало – сталинская автономия. Здесь даже нет большевистского коварства и хитрости, когда Ленин дал широкие права народам СССР, но все оказалось фикцией. Сталин отнял на деле то, что лицемерно провозглашалось, создал «автономию» – фактически деспотическую центральную власть.

У авторов же «нашей» книги автономия провозглашается сразу, они ведут борьбу с открытым забралом. Бесхитростно крайне ограничивают права союзников. Это звучит следующим образом: «Империи, являющиеся высшим способом тради­ционного устройства государственной жизни циви­лизаций, предполагают в совершенном виде в новых глобальных условиях развития соответствие границ цивилизаций и границ Империй. При этом в составе Империй неизбежны более-менее автономные во внутренних делах государственные и этнокультурные образования» 5.

Надо сказать, что В.В. Воложанин и В.П. Петров честно расписывают действительную Империю и империализм, действия метрополии и действительный колониализм в новых условиях. Самое опасное в том, что существует реальная угроза создания реальной Империи в том невообразимо драматическом русле событий, которые происходят в мире – Новом Мировом Беспорядке. Выкручиванием рук в момент разгула Мирового Беспорядка. Разумеется, ничего не будет воплощено из идеализированного нового колониализма, но так «наломают дров», загоняя народы и общество в постсоветском пространстве в прокрустово ложе новой идентичности, куцых прав на свободы, нового уже несоветского деспотизма, что СССР покажется раем по сравнению с откровенной Империей.

При этом Россия поглощает все пространство Евразии: «Еще одним важным фактором, определяющим систему и структуру власти новой Российской Им­перии, является ее двойной статус: новая Россий­ская Империя, включающая Российский Импер­ский Союз» 6. В дальнейшем раскрываются необъятные пределы и новой Российской Империи и Российского Имперского Союза. Она включать будет почти половину зарубежной Европы, даже Кубу. «Естественные границы новой Российской Им­перии, включающей Российский Имперский Союз, могут примерно соответствовать границам старой Российской Империи и Советского Союза, с вклю­чением православных Балканских и Средиземно­морских стран на Западе (Сербии (включая Серб­скую Краину в Хорватии, Боснии и Герцеговине и отторгнутое ныне Косово), Черногории, Македо­нии, Греции, Кипра и, возможно, Румынии и Болга­рии) и Монголии на Востоке.

Естественно, что мы сейчас говорим об этом с позиции геополитической перспективы, а не актуальной на данный момент по­литической практики.

Не сразу и не все эти страны могут пожелать для себя будущее в составе Российского Импер­ского Союза» 7.

Геополитические аппетиты русских империалистов безграничны. Они – авторы книги – увлеклись и замечтались. Однако мечты и фантазии прекрасны, если они смогли бы показать реальные пути создания не Империи, а Сообщества, которое не ставило бы себя априорно в противовес остальному миру.

Здесь следует отвлечься от «прелестей» империализма и сказать, что, несмотря на то, что Империя является по замыслу империалистов чем-то Удерживающим натиск с моря – морской мощи, тем не менее, она превентивно противостоит Атлантизму.

Отцы-геополитики, политики-географы высказались об Атлантической мощи и Континентальной мощи как бы на века. Последователи их кондово продолжили поддерживать идею о вековечной разделенности моря и сущи. И, полагают, что с той стороны и с другой ведется противоборство на века. И никакого другого результата. Однако так ли самом деле?

Вопреки кондовому разделению мира на морскую мощь и континентальную мощь с ее Хартлендом, надо сказать о том, что есть процессы вне такого разделения мира. Это процессы, которые через противоречивое объединение моря и суши приводят к необычным синтетическим результатам. Согласно им противостояние приводит к огромным сдвигам в развитии и тех и других. Этому есть наглядный пример. Когда континентальная мощь в виде советской Евразии – СССР выросла как беспощадная угроза возможности большевизации Атлантического мира, то последний стал изменять свою капиталистическую природу до порождения классового мира и демократии.

То есть не противостояние было результатом, а синтез суши и моря, породивший в противоборстве демократию как явление мировое. Сейчас мировая демократия захлестнула континентальную мощь в виде демократических метаморфоз в СНГ, в демократических фантасмагориях полудемократий в Евразии. Демократия настолько и бесспорно захлестнула и захлестывает континентальную мощь, что главная страна континента во весь голос заговорила о «суверенной демократии» как о своей независимости при ее наступлении.

Классические империалисты говорят главным образом о только противостоянии моря и сущи, но не ведают того, что через противостояние происходит синтез с появлением более общих результатов.

Наступление Атлантизма в наши дни в процессе развертывания Арабской весны рассматривается иными геополитиками и новыми империалистами однозначно. Между тем это наступление мобилизует Россию и народы континента в поисках реальных путей создания Евразийского союза. Такими путями являются не империалистические прожекты, а то, что в наше время является бесспорным.

Все высшие достижения народов и их выдающихся личностей происходили часто в прошлом в рамках империй. Империи то помогали созиданию, то препятствовали. В наше время бесспорным является то, что народы мира настолько изменились, что их принципиально невозможно насильно втиснуть в какую-либо империю. Дух свободы вырывает их из надвигающихся тисков Империи. Нельзя их обмануть словами, что это всего лишь возвращение в СССР с его относительным благополучием.

Это совершенная ложь, что создав Империю, можно вернуться в СССР! Не все в Таджикистане поверят в такую ложь.

У авторов названной книги кроме абстрактных слов, что всех ждет счастье в Империи, нет ничего конкретного об этом благополучии. Более того, они допускают более высокий уровень жизни своих народов, который должен привлечь других: «И надо всегда помнить: предлагаемый нами об­раз настоящего и будущего будет привлекателен для других народов, если наш народ будет жить луч­ше, достойнее, честнее, справедливее и счастливее, чем они» 8.

Это уже от Ленина, провозгласившего достижение более достойной жизни в стране социализма, чтобы все остальные народы и страны позавидовали и устремились в социализм. Парафраз мировой революции. Авторы книги не обещают охватить весь мир благополучной империей, но границы ее необъятны.

Обманутые за рубежами СССР вначале завидовали стране социализма, но миф развеялся, а сам социализм был разрушен завистью его элиты и народов странам демократии. Позавидовали, прежде всего, наиболее алчные коммунисты.

От новой Российской Империи веет дыханием теократии, хотя бы в следующих словах: «Идеология новой Рос-
сийской Империи — Православие, что означает прямой, верный, справедливый путь, заботу о своем Отечестве и народе, с глубоким уважением и в сотрудничестве с гражданами, исповедующими другие традиционные религии» 9.

Человечество затратило титанический труд, пережило трагическую борьбу для достижения человеком права на свободу слова, свободу мыслей, на равенство в достоинстве, и вдруг новые империалисты предлагают отказаться от этих завоеваний, и всем подчиниться одной религии как главной идеологии.

Православие замечательная религия с историческими заслугами в духовном развитии России и укреплении державности, но примут ли народы такую монополию на государственную идеологию? Мы имеем в виду не православных народов. Нельзя превращать Евразийское Содружество народов в имперское прокрустово ложе с новыми формами доминирования одних над другими.

У авторов в их книге нет представлений о демократических свободах: Империя все спишет!

Самое неприемлемое в российской геополитике это то, что разоблачая западную демократию, продвигающую свою геополитику в форме кольца Анаконды вокруг России, русские геополитики выбрасывают из ванной вместе с грязной водой и подлинную ценность современного человечества – демократию. Демократия это величайшее достижение человечества, и она абсолютно несовместима с Империей в любом ее приукрашенном виде.

Надо признать, что мировая демократия поступает часто не демократически. Это и Арабская весна при сохранении Евро-Атлантикой недемократической «рухляди» монархий в Арабском мире, это стремление подавить исламский фактор у себя в странах и разжигание его в Евразии, это подчинение своей магистральной политики геополитическим целям в ущерб гуманизму. Одним словом, гуманизм и демократия для себя и неразборчивость средств достижения целей за пределами своих стран.

Точно также поступают и российские империалисты, они не разборчивы в средствах борьбы против Анаконды, которой хотят охватить атлантисты Россию. Они предлагают Империю, отвергающую демократию. Между тем сегодня категорическим императивом, то есть обязательным требованием является принятие демократии геополитикой. Это требование подлинного гуманизма сегодняшних дней.

 

Примечания

1. Воложанин В.В., Петров В.П. Основы теории Новой Российской Империи. _ М.: Кислород, 2012 – 288 с: без ил.

2. Воложанин В.В. Указ. раб. – С. 261.

3. Там же. – С. 176.

4. Там же. – С. 112.

5. Там же. – С. 115.

6. Там же. – С. 114.

7. Там же. – С. 116-117.

8. Там же. – С. 110.

9. Там же. – С. 110.