Александр Васильевич Филипенко (справа)ФОТО: Александр Васильевич Филипенко (справа).

Опубликовано: ДОКЛАД. Международная конференция (круглый стол) «Трансазийский коридор развития».Москва, Дом правительства г. Москвы, 19 ноября 2004 г. // Правительство Москвы. 19.11.2004.

Филипенко А.В.

1. Формулировка методологических оснований проекта: объективные причины (условия), глобальные последствия, цели, принципы, угрозы, механизмы реализации

Проект только на самый первый взгляд представляется экономическим. В действительности, как всякий большой проект, он и проистекает не из экономических целей и последствия имеет далеко не экономические. Это амбициозный проект с далеко не осознанными отдалёнными последствиями, нужный не только странам Средней и Центральной Азии, не только российской промышленности, хозяйственным комплексам регионов Западной Сибири и Урала, но и будущим глобальным лидерам — Китаю, Индии, южноазиатским странам мира Ислама.

И конечно, такой масштабный проект не может быть делом Ханты-Мансийского округа, правительства города Москвы и даже правительства Российской Федерации. Это проект для международного сотрудничества в рамках как ближнего зарубежья: Евразийское Экономическое Сотрудничество (ЕврАзЭС), так и в рамках дальнего зарубежья — Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) и Совещание по выработке мер доверия в Азии (СВМДА).

Основаниями таких проектов нередко оказываются либо достаточно очевидные политические, военные задачи, стоящие перед государством, либо далеко неочевидные, объективные обстоятельства, прежде всего демографические и экологические.

Когда мы осознали, что проект выходит за рамки экономического мышления, он гораздо шире, то исходили из угроз — глобальных экономических, демографических, миграционных, военно-политических, экологических, которые встали или встают перед сибирскими регионами России. Но отражая угрозы, мы проект никогда не реализуем, потому что он станет сугубо российским. Поэтому нам нужна глубина проекта и ответ на ожидания потенциальных партнеров проекта.

Последствиями будут такие геостратегические и экономические изменения, которые в кратчайшие сроки трансформируют образ обитаемого мира.

Поэтому для выбора стратегически правильного пути мы сразу должны задать принципы, которым должен отвечать проект такого масштаба.

Мы также должны определить перспективные цели проекта, отнюдь не только экономические, поскольку эти последние по большому счёту — в исторической перспективе ближайшего столетия —  являются краткосрочными целями.

Мы должны определить, какие угрозы нашему национальному развитию могут быть преодолены или сняты в результате реализации этого проекта. Их спектр может простираться от угроз непосредственных, вызванных текущим политическим процессом и современными экономическими тенденциями, вплоть до угроз отдалённого будущего, зачатки которых начинают формироваться в наши дни именно вследствие выбора ошибочных стратегий.

Нам надо также наметить пути, которым должен следовать проект — иными словами, сформулировать механизмы его поэтапной реализации, включая экономические, социальные и политические, а лучше в их единстве.

Мы не претендуем на оригинальность. Меньший по масштабу проект меридионального развития уже находится в стадии организационного воплощения. Я имею в виду Международный транспортный коридор «Север-Юг». Коридор Арктика — Центральная Евразия является укрупненной восточной трансляцией меридиональной сшивки двух самых главных мест экономического роста мировой экономики в 21 веке — Арктического Циркумполярного Круга, т.е. экономик России, Европы, США и Канады, и Южной и Восточной Азии, т.е. Китая, Индии, Ирана, Пакистана, Малайзии и других исламских стран.

От концепции расшивания российского пространства некими «мостами с Востока на Запад» мы предлагаем перейти к концепции ускоренного развития прежде всего слаборазвитых экономически регионов Арктики, Крайнего Севера России и северных регионов наших азиатских партнеров.

Вместо ускоренного движения по мосту мы создадим глобальный макрорегион международного развития.

 

2. Объективные условия и причины проекта

Проект объективно необходим в силу целого комплекса постепенно сложившихся обстоятельств разной природы. Сам сложившийся комплекс обстоятельств уже подталкивает к осуществлению мер, которые составляют основу проекта.

Следовательно, мы должны не упустить инициативу, взять контроль над начавшимся процессом в свои руки. Возглавить этот процесс, определить его идеологию и направления развития. Как это сделать? Путём разработки концепции, которая позволит нам выстраивать политические, экономические и  социальные механизмы реализации проекта.

По сути, мы предлагаем дать опережающие ответы на вызов, который пока ещё очевиден немногим аналитикам, но который в ближайшей перспективе приобретёт черты неуправляемого монстра, который будет пожирать наши ресурсы ради собственного существования. Проект не должен оторваться не только от нынешних потребностей, но и от вызовов экономики в среднесрочной перспективе.

Важнейшими представляются три группы обстоятельств:

А. Экологические и социально-демографические обстоятельства:

1) нехватка воды и, в связи с этим, всех остальных биологических ресурсов Средней Азии;

2) быстрое выбытие наиболее плодородных массивов земель сельскохозяйственного назначения и замена их гораздо более тяжелыми целинными и истощенными землями (перевыпас пастбищ и истощение посевных земель уже привели к неспособности поддерживать наличную плотность населения в странах ближнего зарубежья России);

3) взрывной демографический рост в этом регионе, усугубляющий ресурсную недостаточность региона.

Б. Политико-демографические обстоятельства:

4) угроза спонтанного массового переселения народов в демографически «пустые» северные районы; эта угроза со стороны среднеазиатского этнического сообщества несоизмеримо реальнее жупела «китайского навеса», поскольку она не сдерживается политическими и историко-культурными границами, обеспеченная сохранением психологии советского территориального и (относительного) культурного единства;

5) демонстрация национальных интересов в отношении среднеазиатских и российских территорий со стороны третьих государств. Сейчас в регионе сохраняется влияние России, но уже экономическим ориентиром и лидером становятся США, заявили о своих геополитических интересах Китай, Иран, Пакистан.

В. Экономические обстоятельства:

6) наличие «срединной пустоты». В «подбрюшье» России — для России. «ПустОты» развития в западных регионах КНР — для Китая. Пустоты развития в Кашмире и на Памире — для Индии и Пакистана, Таджикистана и Афганистана. Экономический голод этого пустого пространства требует незамедлительного заполнения;

7) перманентная дешевизна и избыток рабочей силы в Средней Азии;

8) пустота экономического развития арктического пояса России, особенно вопиющая на фоне успешного проекта на западном склоне Уральских гор и в регионах Центрального и Южного Урале, эта пустота заставляет многих фантазеров высасывать из пальца стратегию «сырьевого предназначения» Ямала, Югры, Заполярья. Сырьевой приоритет был исторически разумен и естественен в прошедшие десятилетия, но он исчерпал себя;

9) отток трудового ресурса коренного происхождения из регионов Сибири и замена его менее квалифицированным трудовым ресурсом из новых миграционных потоков (средне- и южноазиатских). Понимая, что Россия в ближайшее время примет несколько миллионов трудовых мигрантов и должна будет найти механизмы их адаптации, мы должны понимать, что наиболее ценные кадры — это кадры местные;

9) образование колоссальной «разницы потенциалов» в крайних точках меридиональной оси  «Арктическая уральско-западносибирская зона — южная ирано-китайско-индийская зона». Нам очень важно, чтобы эта разница потенциалов не грохнула конфликтным разрядом молнии спонтанной войны, а начала созидательно двигать энергию в экономическое развитие стран-участников.

 

3. Ближайшие и отдалённые последствия реализации проекта

Просматриваются ближние, среднесрочные и долгосрочные последствия.

Ближние следствия преимущественно экономические.

Среднесрочные следствия — социальные и политические.

Долгосрочные последствия — это комплекс политических, социальных, демографических и экологических новообразований, в значительной степени меняющий образ региона и его место в мире.

Ближайшие последствия связаны непосредственно с экономическими выгодами.

Появление надежных транспортных коммуникаций с понятным юридическим статусом международного проекта даст выгоду уже в самом начале.

Китай, Иран, Пакистан смогут создавать в Сибири СП по переработке углеводородного сырья — нефте- и газохимические предприятия, предприятия высокой химии. Им всем это очень нужно.

Для инвесторов из европейских стран, Казахстана, Индии и Китая появится возможность участвовать в горной добыче на Крайнем Севере России, а пример Пермской и Свердловской областей показывает огромный потенциал горной добычи минерального сырья.

Казахстан и Узбекистан получат возможность поверить, что завершающаяся на наших глазах историческая драма гибели Аральского моря — это временный период в истории региона.

Население стран региона Средней Азии получит чистую воду и возможность заниматься сельским хозяйством с более совершенными и менее губительными для природы технологиями.

Российские же регионы смогут приступить к созданию экономического макрорегиона, западной границей которого является пространство от Перми до Челябинска, а восточная простирается до Красноярска и Иркутска.

Сразу же возникнут и более мелкие, но также важные следствия — в частности, Россия перестанет ревновать Казахстан в связи с казахскими проектами железной дороги, нефте- и газопроводов в Китай, нефтепровода в Иран, потому что казахские проекты станут одними из центральных звеньев коридора Арктика — Центральная Евразия.

Историческими примерами аналогичных проектов были Транссибирская железная дорога, советская система нефтепроводов из Западной Сибири в Европу, североамериканский проект Route-66, железная дорога от Атлантического до Тихоокеанского побережья США, амбициозный проект «Сибу да кайфа» по развитию Запада Китайской Народной Республики.

Мегапроекты с российским участием — МТК «Север-Юг» и коридор Арктика — Центральная Евразия — должны войти в этот список мегапроектов.

Отдалёнными последствиями будут такие геостратегические изменения, которые могут быть реализованы в новых институциональных формах (т.е. это новые государства. Исторические параллели — Великий Шёлковый путь, Путь из Варяг в Греки, хазаро-ганзейский торговый потенциал оси «Балтийско-Скандинавский регион — Каспийско-Среднеазиатский регион», стимулировавший становление капитализма и национальных государств в северной Европе, норманнская экспансия и «военно-торговые» государства норманнов, Вест-Индская торговая компания и чайные клиперы, «голладская» европейская торговля на дальние расстояния Нового времени, Левантийский путь, и т.д. Все они так или иначе потребовали формирования новых государств или укрепления старых в ключевых точках транспортных потоков).

Реализация проекта будет идти также в русле формирования наднациональных структур — транснациональных корпораций, экономические интересы которых всё более наполняются задачами социальной ответственности, а их потенциал начинает сравниваться с государственным.

Популяционно-демографические последствия связаны с возрастанием плотности населения в южных территориях Сибири за счёт мигрантов из Средней Азии до уровня, необходимого для интенсивного товарного сельскохозяйственного производства. И стабилизации плотности (за счёт динамики повозрастных когорт, выбывающего нетрудоспособного населения, замещения его квалифицированным трудоспособным) в северных промышленных районах страны.

Результатом этих процессов будет снятие угрозы экспансии китайского сельского населения, принципы хозяйствования которого не соответствуют экологическим требованиям территорий Южной Сибири и Средней Азии.

 

4. Принципы разработки концепции проекта

В самом общем виде принципы будущей концепции проекта должны отвечать стратагеме «развивать глобально через вовлечение в срединное пространство». Это диалектическое триединство «политика-экономика-население», взаимосвязь которого обеспечивается на межгосударственном уровне через международные политические организации.

Конечно, требуется проработка этих принципов, но их важно обозначить, а не ограничиваться только экономическими акцентами.

 

 

5. Возможные наиболее общие механизмы реализации проекта

Это взаимосвязь трёх механизмов: экономические, политические и социальные механизмы реализации проекта.

Мы понимаем, что лишь инициируем проект коридора международного развития «Арктика — Центральная Евразия». Его окончательная идеология и стратегия развития должны быть определены с учетом интересов государств-участников, крупных корпораций — участников проекта.

Мы изначально определяем лишь ряд принципиальных позиций проекта:

1. Проект не должен нести транспортный приоритет, будь то транзит грузов по железным и автодорогам, переброска воды, транспортировка нефти и газа, продуктов нефте- и газохимии.

2. Хозяйственными приоритетами являются технологические направления всех отраслей хозяйства: в нефтегазовой отрасли — переработка и химия, в сельском хозяйстве — новейшие экологически безопасные технологии и крайне привлекательные наработки по сельскому хозяйству в ледовых арктических и сухих пустынных землях, в работе с населением — наднациональные методики регулирования человеческих потоков и так далее.

3. Мы сразу обозначаем регионы приоритетного внимания — шельф Арктики, приарктические регионы России, восточный склон Уральского хребта, степную зону Казахстана и Узбекистана, полупустынную зону Узбекистана и Туркменистана, горные регионы Тянь-Шаня и Памира, Западный Китай, Северный Пакистан, Северо-Запад Индии.

4. Мы понимаем политический приоритет проекта, потому что приглашать инвесторов и гарантировать им будущие прибыли без политических гарантий правительств стран-участников было бы обманом. Мы просто обязаны учитывать национальные задачи всех вовлеченных государств.

В ближайшее время мы намерены создать рабочую группу для проработки проекта. В эту группу войдут китайские, индийские, пакистанские, иранские, малазийские, казахстанские эксперты, а также представители европейских и американских финансово-инвестиционных институтов. Рабочая группа подготовит предложения правительствам стран-участников и администрациям вовлеченных регионов этих стран.

Мы хорошо понимаем цивилизационную глубину проекта, который объединит европейское, постсоветское евразийское, китайское, индийское и мусульманское пространства.

Но общий проект — это то единственное, что позволит избежать обещанного нам паникерами-пораженцами «конфликта цивилизаций».

 

Спасибо за внимание.

 

Филипенко Александр Васильевич,
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры