ПЛЮСНИН Юрий Михайлович, заместитель заведующего Проектно-учебной лаборатории муниципального управления, профессор факультета государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ), исследователь Фонда поддержки социальных исследований "Хамовники"ФОТО: ПЛЮСНИН Юрий Михайлович, заместитель заведующего Проектно-учебной лаборатории муниципального управления, профессор факультета государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ), исследователь Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

Опубликовано: Международная конференция (круглый стол) «Трансазийский коридор развития» г. Москва 19 ноября 2004 г. // Правительство Москвы. 19.11.2004.

Плюснин Ю.М.

Я хотел бы предложить рассмотреть политические и вытекающие из них технологические аспекты создания обсуждаемого нами коридора развития. Всего четыре коротких тезиса.

 

1. Политическая необходимость

Россия исторически пребывает в двух ипостасях:

1)    это «Срединная Земля» с вытекающими геополитическими последствиями;

2)    это «Царство», политическая система, сложившаяся как транспортный коридор «пути из Варяг в Греки». В отличие от многих империй это не точка, а ребро.

В этом природа России как «Земли» и «Царства». Разрушение внутренней природы всегда чревато болезнью. Мы хронически и медленно болели и болеем, начиная с начала 19 века, поскольку от принципа «коридорного развития» перешли к принципу Империи. Возможно, этот путь был необходимостью.

Но срединное, хребтовое положение России не позволяет ей заснуть спокойным имперским сном, как это может позволять себе Китай или Индия, «империи», лежащие на концах оси. Или будущая «империя Боливара». Отличие всех их в том, что они родящие, а мы проводящие. Не только в экономических смыслах.

 

2. Не коридор, а система коридоров

Но в этом базовом «мировом разделении труда» — проводить то, что где-то произведено — и видится восстановление «природы» страны и упрочение её политической стабильности.

Мы должны говорить не просто о коридоре «Арктика — Центральная Евразия», а о системе коридоров.

В действительности мы являемся (точнее, можем являться) системой из 5 или даже более транспортных коридоров. Некоторые из них в потенции.

Что это за коридоры? Напомню:

1)    широтный коридор «Запад-Восток»;

2)    меридиональный европейский коридор «Матка-Тьмутаракань» (европейский арктический шельф=Новая Земля, бореальные леса Восточной Европы — государства бассейна Чёрного моря, Южная Европа);

3)    «диагонально-меридиональный коридор «Север-Юг» (Санкт-Петербург — Мумбаи: Северная Европа — Средняя Азия, Иран, Пакистан, Индия);

4)    Срединный коридор «Мангазея-Бомбей» (обсуждаемый нами Трансазийский коридор «Арктика-Центральная Евразия» — от арктического шельфа и севера Западной Сибири, полярного Урала — через Казахстан в Иран, Пакистан, Индию и Китай);

5)    восточный диагонально-меридиональный коридор «Таймыр-Колыма — Жёлтое море» (Восточно-сибирская Арктика — Китай, Малайзия и др.страны ЮВА; здесь в потенции существуют целых 2-3 транспортных коридора).

Система из четырёх меридиональных коридоров, наложенных вперекрест на длинный широтный коридор (который сам по себе в изолированном виде сейчас стал выполнять не связующие, а скорее диссипативные функции) укрепляет «срединный» статус России и повышает её статус мирового ресурсодержателя и ресурсораспределителя.

Только когда мы будем говорить о системе коридоров, они превратятся из коридоров транспортных в коридоры развития.

Взгляните на карту — система коридоров развития выглядит так, что напрашивается образ паука, по-хозяйски сидящего в центре паутины, нити которой связывают концевые точки главнейших экономических потоков мира — ЕС и АТР, Арктику и Индию, исламский Юг и Северную и Южную Америки. Это нити от ресурсов природных (сибирских и арктических) к ресурсам человеческим (совсем не только людским). (И образ паука не должен пугать нас. Должен пугать не нас.)

Срединность страны заставляет стать не точкой, а хребтом мировой экономики.

 

3. Базовые принципы стратегии «коридоров развития»

Поэтому проект разработки любого из коридоров развития — и уж особенно Срединного — не может быть преимущественно экономическим. Он должен выстраиваться на новых принципах.

Считаю, что должны быть безусловно реализованы 3 системообразующих принципа, чтобы проект пошёл:

1)    отказ от принципа финансовых инъекций, как бы ни были они желанны. Мы должны уйти от принципа «…где деньги, Зин?». Должны перейти к принципу обмена ресурсами. Ресурсами разной природы — инновации за уран и алмазы, квалификацию за зерно и воду, чистоту и здоровье за моноголюдье и комфорт;

2)    принятие примата принципа самоактивности местного общества (в разных масштабах — от городка и города-государства до провинции и страны). Это условие реализации внутренней активности субъекта ресурсов — их производителя и распорядителя;

3)    утверждение «принципа Рио»: устойчивое развитие во взаимозависимости трёх компонент — «население — экономика — экология». Этот принцип должен стать основанием для второго уровня — функциональных принципов развития.

 

4. Важнейшие приоритеты (функциональные принципы развития)

Перехожу к приоритетным технологическим аспектам разработки стратегии коридоров развития.

Отталкиваясь от трёх базовых принципов, мы выстраиваем систему действий (технологий), где экономическая составляющая не приоритетна, но соподчинена социальной и экологической составляющим. Делая это, мы изменяем саму систему приоритетов и проект (его стратегия) становится проспективным, а не догоняющим.

Каковы должны быть новые приоритеты?

Должна быть осуществлена смена пяти важнейших приоритетов.

1. В экономической составляющей — смена ресурсных приоритетов: новые ресурсы знания, умения, скорость, удовольствия и «чистые деньги» займут первые места и сдвинут назад ширпотреб, быт, энергию и труд Технологии, инновации, транспортные и информационные коммуникации, рекреационные услуги и обмены финансовыми обязательствами преимущественны перед материальными ценностями, энергетическими, пищевыми и трудовыми ресурсами.

2. В экологической составляющей, во-первых, переход от идеологии охраны природы к экологически-ориентированному предпринимтельству. «Охранительная» идеология выросла из идеи природы как чулана, в котором лежит неразменный пятак, и откуда можно почти что вечно черпать. Отсюда идеология природной ренты и платы за недра — идеология капитализма, разделённого границами национальных государств, основу практик которого составлял колониализм. В нынешнем взаимосвязанном мире мы очень скоро будем вынуждены оставить эту позицию.

3. В экологической же составляющей, во-вторых, мы должны будем перейти от приоритета заповедания ландшафтов к приоритету рекреации населения. «Музееведческая» пассивная идеология 19 века должна уступить место идеологии активной включённости человека в его природу.

4. В социальной составляющей также смена двух приоритетов. Во-первых, перейти от идеологии «переделки природы» человека (от энтузиазма евгенических программ и планирования семьи вплоть до расового планирования) к пониманию и использованию законов глобальной динамики человеческих популяций. Тогда у нас будут иные интерпретации «демографических пирамид», превращающихся в «демографическую юлу». Будут предложены иные практические следствия миграционных теорий. Уверен, что изменятся и схемы людских потоков и цифры демографических прогнозов.

5. Наконец, в социальной же составляющей мы должны сменить знаки одного из самых болезненных вопросов. Мы должны уйти от приоритетов государственной социальной политики 20-го века, основу которой образует государственный патернализм за счёт чужих ресурсов, ресурсов колоний. Нужна новая — «негосударственная внутренняя политика», основу которой образует самоорганизация местных сообществ. Тогда такая социальная политика сразу подразделяется на два компонента: (1) нижний, «муниципальный», самодеятельный; (2) верхний, «негосударственный» — «смотрящий» и регулирующий. За счёт этой диверсифицированной социальной политики будет сохраняться и увеличиваться потенциал экономических различий между территориями, который только и обеспечивает динамику.

 

* * *

В заключение я хотел бы объединить два основных тезиса доклада в один следующий: государство, объективно вынужденное в современном мире передавать всё большее число своих функций другим субъектам, другим социальным институтам, должно — для политической стабильности и развития — принять на себя новые системообразующие функции. Создание коридоров развития — из этого ряда.

Такой перенос ответственностей государства безусловно способствует экономико-политическому упрочению Евразийского единства. Срединная земля которого — Россия.

Спасибо за внимание.