Олег Валецкий, Олег Пономаренко
Боевые действия в Донбассе вновь показали, насколько не защищена пехота в бою. Хотя об этом написаны сотни статей, и разные эрудиты соревнуются в знаниях о тех или иных образцах новейшей бронетехники, в Донбассе можно наблюдать, как повторяется картина двадцати-тридцатилетней давности с пехотой на броне танков и БМП, а то и на обычных грузовиках и легковых автомобилях или же в пешем порядке.
Война в Донбассе ведется на удивление топорно, чему с российской стороны причины очевидны — для этого было достаточно посмотреть фотографии с некоторых армейских учений, где десятки единиц бронетехники движутся в линейных боевых порядках, да еще и вместе с пехотой.
Нравится эта война кому-то или нет, однако она сейчас стала играть ключевую роль в отношениях между США, ЕС и Российской Федерацией, и именно на ней, а не на выставках по продаже бронетехники сегодня решаются вопросы мировой политики.
Украинская армия в данном плане от формирований ополчения отличалась только в худшую сторону, ибо ею командовали офицеры той же советской школы. Их единственный боевой опыт после 1991 года заключался в действиях двух украинских батальонов (240-го в Боснии и Герцеговине и 60-го в Хорватии) в составе миротворческого контингента ООН в 1992–95 годах, как и в действиях ее 5-й механизированной бригады в Ираке с августа 2003 по декабрь 2005 года.
Несмотря на то что войны в Ираке и в Югославии предоставляли возможность оценить изменившийся характер боевых действий, этого не было сделано ни в России, ни на Украине.
Как пишет Андрей Маркин в своей статье «Тактические уроки двух последних войн Ирака для общевойскового командира» («Солдат удачи» №5–6 (176–177) май-июнь 2009) «…в ходе первой войны в Ираке (1991) и на допартизанском этапе второй войны (2003) господство в воздухе решило многое, но не все. Бои между подразделениями иракской армии, мало пострадавшими от воздушных налетов, и сухопутными подразделениями антииракской коалиции, при отсутствии поддержки с воздуха, имели место. Все они были проиграны иракской стороной без причинения сколько-нибудь существенных потерь противнику. Списать это на общее превосходство врага было бы чрезмерным упрощением. Иракская армия была вооружена все же не камнями и дубинами, и далеко не все дезертировали с поля боя. Не следует также ограничиваться оперативно-стратегической оценкой войны, нужно рассматривать ее тактические уроки. Особенно в связи с тем, что Российская армия далеко не всегда может рассчитывать на материальный паритет с рядом потенциальных противников».
Поэтому мало удивительного в том, что у обеих сторон конфликта приходилось наблюдать, как пехота пытается наступать в пешем порядке за танками, что часто приводило к ее отсечению от бронетехники стрелковым огнем, после чего бронетехника уничтожалась.
Хотя отсутствие хорошо защищенной бронетехники у сил ДНР привело к большим потерям в боях за аэропорт Донецка, подобное использование пехоты продолжало повторяться еще не раз.
Одновременно колонны бронетехники украинской армии нередко попадали в засады и после того, как пехота, находившаяся в грузовиках и на броне, рассеивалась огнем, танки начинали расстреливаться средствами противотанковой борьбы как на полигоне.
Также следует отметить, что, к примеру, БМП-2, показав себя хорошо для ведения огневой подержки пехоты и для выполнения задач по разведке и сопровождению колонн, для ведения боя с пехотой «под броней» оказалась просто непригодной, так как ее броня с броней танков, которые она была должна прикрывать, не шла ни в какое сравнение.
Соответственно и разработанная еще в 80-х годах тактика боевых действий в паре танка и БМП в данном случае была невозможна.
Хотя опыт боевых действий в Косово и Метохии в 1999 году показал, что большое скопление бронемашин представляет хорошую мишень для авиации и потому командиры подразделений армии Югославии стремились максимально разрядить боевые порядки с маскировкой бронетехники в условиях полного господства авиации НАТО в воздухе, в ходе боевых действий на Донбассе можно было часто наблюдать, как колоны бронетехники периодически накрываются артиллерией и авиацией противника.
Сама необходимость разрежения боевых порядков противника до войны в Донбассе многократно оспаривалась тем, что надо войска прикрывать системой ПВО. На практике же командирам подразделений и частей пришлось сталкиваться с недостатком сил и средств ПВО и превосходством противника в воздухе.
Также давно было уже известно, что современные средства противотанковой борьбы, которые пехота якобы и должна подавлять огнем с ходу, в основном находятся под защитой брони или укрытий, а пехотный огонь не может быть прицельным, так как стрелки должны вести огонь в движении.
Вряд ли можно сочетать скорость танков и БМП в бою (минимум 20–30 км/ч) со скоростью тяжело нагруженных солдат, которые вряд ли могут превысить скорость в 5–6 км/ч. О подобном противоречии не раз уже указывалось; об этом, в частности, писал майор Баранов в статье «О способах атак»1, на основании чего давал рекомендацию, что пехота должна идти в атаку под укрытием брони.
Очевидно, что наступая в одних порядках с танками, БМП не имели нужды в повышенных требованиях к их огневой мощи и амфибийности. Главным требованием, предъявляемым к БМП, является бронезащита, даже, возможно, лучшая, чем у танка, и не случайно в американской армии прорабатывался вопрос о создании новой БМП на танковой базе, взамен не особо удачной БМП М-2 Bradly. Ведь само создание БМП было вызвано необходимостью не увеличить огневую мощь войск, а улучшить защищенность пехоты.
Сами БМП же нужны для переброски пехоты до тех рубежей, за которыми начинается труднопроходимая и опасная для танков местность.
Так, Германия, развивая свою БМП Marder-2, увеличила ее вес до 42 тонн при вооружении 50-миллиметровой пушкой. Однако такое развитие все равно не уравняло защищенность танка и БМП, а к тому же было делом довольно дорогостоящим и небыстрым. Не важно, насколько современными будут образцы боевой техники, важно, какова будет скорость перевооружения новой техникой.
Как раз подобное решение сегодня имеется в виде переоборудования устаревших танков в так называемые «тяжелые» БТР.
ФОТО 1. БТР Nakpadon
Тяжелые БТР (согласно западной классификации — Heavy Armoured Pensonnel Carrier) создаются на базе танков. Еще в ходе операции в Нормандии 1944 года вследствие больших потерь канадцы создали 72 БТР Priest Kangaroo, взяв за основу американскую гаубицу М7 Priest (на базе танка Sherman), с которой было снято 105-миллиметровое орудие. И этот БТР перевозил два десятка человек. В дальнейшем новые БТР канадская армия получила переустройством танков РАМ (ПАМ), созданных на основе американских М3 Lee Grant, и эти БТР в количестве около трех сотен очень хорошо себя показали в боях, снизив до минимума потери пехоты. Затем канадцы создали БТР Grizzly на базе американских танков М4AZ Shermah, и эти БТР были способны перевозить десяток солдат. Все указанные канадские БТР имели слабое место — отсутствие крыши, но в целом для того времени их создание было делом весьма передовым.
В ходе арабо-израильской войны американская армия обнаружила, что американские БТР и М113 являются весьма легкой мишенью и к участию в боях с хорошо вооруженным противником не приспособлены. Установка дополнительных бронемодулей Toga и динамической защиты Zelda особо положения не меняла. Один из массовых эксплуатантов M113 израильская армия решила использовать снимавшийся с вооружения британский танк Centurion, с которого снимались дополнительные модули брони и динамической защиты. Вооружение нового БТР Nagmashot (Nose qeisot meshurjen — это БТР на иврите, а “Shot” — название в Израиле танка Centurion) состояло из четырех пулеметов калибра 7,62.
ФОТО 2. БТР Nagmachon
Вследствие увеличения минной опасности и использования боевиками Хезболла фугасов мощностью 30–50 кг, на БТР Nagmashot была проведена модернизация с целью усиления бронезащиты дна, в результате чего возник БТР Nagmachon. Помимо экипажа из трех человек эти БТР перевозили десант в 4–5 человек.
На базе БТР Nakpadon были также созданы пятидесятитонные БТР Puma (Poretz Morshim Honta-safi), оснащенные минными тралами и ракетной системой залпового огня Carpet, применявшей термобарические (аэрозольные) БЧ ракет для проделывания проходов в минных полях. Этот БТР был вооружен также тремя управляемыми дистанционно 7,62-мм пулеметами FN MAG и одним 60-мм минометом, устанавливаемым в модуль управления вооружения Samson.
Еще один подобный БТР Nakpadon, созданный в варианте ремонтно-эвакуационной машины, был оснащен более мощным двигателем Continental AVDS-CA (622, W) при улучшенной бронезащите.
Армия Израиля для создания тяжелых БТР использовала и захваченные у арабов танки Т-54 и Т-55 (в израильской армии соответственно Tiran-4 и Tiran-5), оснащавшиеся здесь новыми двигателями и 105-миллиметровыми пушками. При модернизации в БТР эти танки оснащались двигателями Detrot+Diesel 8V-71TTA и трансмиссией Allison НТ6–411–4, что давало возможность установить двери с правой стороны задней части корпуса. Несмотря на то, что башня была снята, масса этого БТР Achzanit была увеличена до 44 тонн (36 тонн у Т-54 и Т-55) вследствие установки дополнительных модулей брони.
ФОТО 8. БТР Puma
После опыта боевых действий 2004 года в Секторе Газа и высоких потерь БТР М 113, использовавшихся армией США еще во Вьетнаме, на базе танков Merkava Mk1 было начато производство тяжелых БТР Namer (первоначально называвшихся Nemmera).
Первые такие БТР на базе шасси Merkava Mk1 поступили на вооружение Армии Израиля в 2005 году как экспериментальные образцы, и только в 2008 году они были приняты на вооружение.
В том же году была представленна на выставке “Rishon LeZion” БМП Namer на базе шасси танка Merkava Mk4 .
БТР Namer перевозил двенадцать пехотинцев и был оснащен двигателем Teledyne Continental AVDS-1790–9AR от танка Merkava Mk III. БТР также был вооружен пулеметами калибра 12,7 мм M2 Browning, автоматическимb гранатометами Mk 19, пулеметами калибра 7.62 мм FN MAG и 60-мм минометами, устанавливаемыми в модуль управления вооружения Samson.
Для БМП Namer существовал вариант вооружения 30-мм автоматической пушкой и ПТРК Spike.
ФОТО 4. БМПТ
Подобные тяжелые БМП развиваются также и в США (ASM на базе танка М1), Великобритании — FIFV/TICV, Германии — Panzer 2000-NGP.
В Иордании с помощью южноафриканского бюро Mechanology Development Bureau of SA и британской компании Hello был создан БТР АВ-14 Temsah на базе танка Centurion, но с улучшенной бронезащитой (вес 46 тонн).
В России существовал опыт с модернизацией танков Т-54 в БТР-Т, который был впервые показан на выставке в Омске в 1997 году, и был разработан БМП-Т на базе Т-72, с различными вариантами вооружения: 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулеметы ПКТ, ПТРК «Корнет», 30-мм автоматические гранатометы АГ-17, ПТРК с ПТУР «Атака-Т», являвшейся машиной огневой поддержки танков, следующей с танками в одних боевых порядках и возмещающей своим огнем огонь стрелков.
В настоящее время, к концу 2017 г., очевидно, что ряд перспективных разработок в области создания тяжелых БМП/БТР в странах, являющихся ведущими в сфере создания бронетанковой техники, объединяют следующие черты:
– увеличение бронезащиты с соответствующим ростом массы, а в большинстве случаев — значительное увеличение массы;
– установка новых боевых модулей с возросшими возможностями прицельных комплексов, в том числе обеспечивающих быстрый обмен данными (целеуказанием) между машинами на поле боя;
– установка систем активной защиты, так как боевая ценность машин нового поколения, как и их стоимость, ощутимо возрастает по мере их усложнения.
Все три вышеперечисленных пункта также решают важнейшую задачу повышения выживаемости экипажа и десанта, что в условиях распространения профессиональных армий и использования в экспедиционных операциях немногочисленных, но хорошо подготовленных и при этом ограниченных по численности подразделений является насущной необходимостью.
Не все противники экспедиционных контингентов вооруженных сил наиболее развитых стран обладают современными средствами борьбы с бронетаковой техникой, но, как и с другими образцами военной техники, образцы, произведеные в странах третьего мира, становятся все более совершенными. Также легкое вооружение легче приобрести, легче и поставить его вооруженнным формированиям. Это относится прежде всего к ПТРК, РПГ и стрелковому оружию — крупнокалиберным пулеметам и снайперским виновкам калибра порядка 12,7 мм в совокупности с новыми улучшенными боеприпасами, которые могут быть применены против легкобронированной техники пехоты или против отдельных элементов конструкции любой бронетехники. Отметим и возрастающую оснащенность такого рода противников специальными приборами. Так, боец российских сил специального назначения отмечал в отношении противника, против которого пришлось действовать в Сирии: «Так не было, чтобы мы приехали и противник остался прежним. Ситуация не стоит на месте. Например, сейчас у боевиков появилось много приборов ночного видения. Это и бинокулярные устройства, и «Циклопы». Есть и «трубы» — прицелы ночного видения… Есть у боевиков и «тепляки». Раньше всего этого добра не было»2.
Классическими примерами тяжелых БМП являются уже упоминавшиеся машины: израильская Namer и немецкая Puma. Из новых конструкций, появление которых отмечалось примерно в середине текущего десятилетия и которые запущены или будут запущены в серийное производство, следует отметить как новые образцы, такие как российские БМП и БТР на основе платформы «Курганец-25» Б-11, впервые показанной на параде 9 мая 2015 г., английская AJAX, так и варианты модернизации по типу российской БМП-3 «Драгун».
ФОТО 5. БМП-3 «Драгун» (www.iz.ru)
В октябре 2017 г. сообщалось, что Минобороны РФ и концерн «Тракторные заводы» завершили испытания новейшей боевой машины пехоты БМП-3 «Драгун», основными отличиями которой стали:
-
более мощный дизель УТД-32Т с газотурбинным наддувом, который развивает максимальную мощность в 816 лошадиных сил;
-
возможность комплектования тремя типами боевых модулей с пушками калибров 57, 100 или 125 миллиметров;
-
рост боевой массы с 18 до 21 тонны с сохранением подвижности и возможности преодолевать водные препятствия вплавь;
-
применение динамической и активной защиты нового типа; борта машины закрыты крупноразмерными модулями, конструктивно похожими на бортовые навесные модули, применяемые на машинах нового поколения «Бумеранг», и закрывающими полностью борт машины, а также такие критически важные элементы, как ведущие катки.
В то же время в машины нового поколения «Курганец-25» применены решения, реализовать которые в модернизационных вариантах невозможно.
ФОТО 6. БМП «Курганец-25» Б-11 (oruzhie.info)
Масса и габариты БМП «Курганец-25» Б-11 превосходят аналогичные параметры отечественных БМП. С. Суворов приводит следующие данные и особенности машины: масса в 25 тонн для БМП и 21 тонна для БТР3. Боевой модуль «Эпоха» выполнен необитаемым, основное вооружение состоит из 30-мм пушки и 4 ПТУР «Корнет-ЭМ». На БМП устанавливается комплекс активной защиты «Афганит». Подвеска выполнена с изменяемым клиренсом — от 10 до 50 см, что позволяет снизить поражающее действие взрывов мин и СВУ под днищем (в варианте 50 см) и уменьшить проекцию на поле боя как при действии из укрытия, так и вне его. Основным фактором роста высоты корпуса стала необходимость обеспечить запас места над головой экипажа и десанта до минимально необходимых 20 см. Обращают на себя внимание очень габаритные модули бортовой навесной брони, которые представляют собой элементы разнесенного бронирования и одновременно являются дополнительным средством обеспечения плавучести при преодолении водных преград.
Наиболее совершенной западной БМП считается немецкая Puma, призванная заменить БМП Marder. Разработка и производство машины считается одной из важнейших программ модернизации ВС Германии. Пять экспериментальных образцов были поставлены в 2004 г., а поставки ВС Германии начаты в 2015 г. Обший объем поставок составляет 350 машин на сумму 4,3 млрд евро.
Машина выполнена с различными классами бронирования. Минимальная масса в 31.4 т относится к варианту А, оптимизированному для перевозки военно-транпортным самолетом А-400. Вариант С имеет максимальную массу 43 тонны (данные производителя).
Основное вооружение состоит из 30-мм пушки MK30-2/ABM, пулемета MG 4 калибра 5,56 мм и ПТКР Spike (Spike LR).
ФОТО 7. Немецкая БМП Puma. Обратите внимание на характерные для новейших БМП габаритные навесные модули на бортах. Борт прикрыт модулями с разнесенным бронированием до катков, а нижняя часть корпуса защищена более простыми бронепанелями и решетчатым экраном // psm—spz.de
Согласно предположению одного из источников, в базовой версии бронирования А (Air—transportable, за счет снятия навесного бронирования) машина обеспечивает защиту от 30-мм снарядов при стрельбе в лоб и в борт, и от 14,5-мм снарядов с любого направления, а в версии С (Combat) не исключалась возможность противостоять выстрелам из 120-мм и 125-мм танковых пушек (тип снарядов не указывался). Но на сайте производителя указывается на возможность защиты от переносного противотанкового вооружения (так дословно указано), стрельбы из пушек среднего калибра и осколков артснарядов. Машины, предназначенные для поставки в ВС Германии, оснащаются комплексом пассивной защиты MUSS (MUltifunctional Self protection System), способным ставить дымовые завесы, отстреливать ловушки, имеющие аппаратуру активного противодействия ИК системам наведения, определяющей местоположение снайперов.
Уникальной особенностью, присущей только БМП «Курганец-25» и Puma, согласно С. Суворову, является возможность экипажа меняться местами, не выходя из машины.
ФОТО 8. БМП Lynx компании Rheinmetall, представленная на выставке Eurosatory в Париже в 2016. (Defensenews)
Современные западные БМП, такие как немецкая Puma, представляют собой тяжелые и весьма дорогостоящие машины, массовое производстсво и приобретение которых проблематичны.
В связи с этим та же Rheinmetall, производящая в сотрудничестве с Krauss—Maffai Wegmann БМП Puma, предлагает более простую версию этой машины, которая была представлена на выставке Eurosatory в Париже в 2016 г. Машина Lynx имеет два основных варианта — KF31 и KF41 (KF — Kettenfahrzeug, гусеничная машина), которые различаются десантом — 6 и 8 человек соответственно. Экипаж машины — 3 человека, основное вооружение — 35-мм пушка (возможна установка 30-мм пушки по желанию заказчика) и 2 боеготовых ПТУР Spike LR. Однако конструктивно машина является аналогом Puma и относится к классу тяжелых БМП — ее вес 38 тонн4.
Lynx, в числе прочих, рассматривается как вариант замены советских БМП-2 в вооруженных силах Чехии. В сентябре 2017 г. сообщалось о том, что из 117 млрд крон (5 млрд долл.), которые Чехия планирует потратить на модернизацию своих ВС, 50 млрд будут направлены на приобретение порядка 210 БМП/БТР. Среди других претендентов — платформа ASCOD, разработанная General Dynamics European Land Systems; CV90 компании BAE Systems; и Puma, производимая немецкими KMW and Rheinmetall.
Платформа ASCOD выбрана несколькими европейскими странами для создания на ее базе боевых машин: испанской PIZARRO, австрийской ULAN (оба варианта имеют массу 26-28 тонн, экипаж 3 и десант 8 человек), британской AJAX (первоначально был известен как SCOUT Specialist Vehicle).
Великобритания заключила контракт на разработку машины в 2010 г. на сумму 500 млн фунтов стерлингов, а в сентябре 2014 г. на поставку 589 машин различного назначения, включая БМП, на сумму 3,5 млрд фунтов стерлингов. Сборка должна осуществляться в Южном Уэльсе, хотя первоначально предполагалось, что машины будут производиться в Испании. Согласно планам, завод в Южном Уэльсе должен быть готов в 2017 г., а поставки с него должны начаться в конце 2018 г.
Отметим, что машина имеет массу до 42 тонн (при этом в некоторых источниках указывается масса 33 т, что, вероятно, может относиться к базовой версии машины, например, без башни, без дополнительного бронирования), что может свидетельствовать об уровне бронезащиты на уровне немецкой БМП Puma. В качестве основного вооружения британцы выбрали пушку большего калибра, нежели многие европейские страны, — 40-мм.
Для израильских тяжелых БМП Namer текущей приоритетной программой является оснащение комплексом активной защиты Trophy. Машина стала поставляться в войска с 2009 года, однако, в отличие от основного боевого танка Merkava Mk4, она изначально не оснащалась такими системами.
Спустя почти десятилетие решение об оснащении всех вновь выпускаемых БМП такими системами все же было принято. Одним из фактов, подтолкнувших к ускорению принятия такого решения, в иностранной прессе назывался имевший место случай поражения БТР M113 из РПГ, в результате чего израильтяне потеряли 7 человек убитыми. В то же время изначально задержка с оснащением БМП Namer КАЗами была связана с тем, что Trophy, разработанная компанией Rafael, предназначалась для установки на Merkava, а более бюджетный вариант КАЗ Iron Fist, разработанный компанией IMI, планировалось устанавливать на Namer. Однако процесс согласования, организации кооперации между фирмами затянулся, и в итоге Министерство обороны приняло решение об оснащении системой Trophy.
ФОТО 9. Одна из машин (Protected Mobility Reconnaissance Support (PMRS)) и БМП на базе платформы ASCOD. БМП, выполненная на данной платформе для ВС Великобритании, имеет обычную для своих аналогов башню, но с 40-мм, а не 30-мм, пушкой. Особенность первого снимка из публикации Defensenews 2015 г. — навесное бронирование бортов, аналогичное примененному на БМП «Курганец» // Defensenews / army.mod.uk
ФОТО 10. Израильская БМП Namer с комплексом активной защиты Trophy // Defensenews
Впервые экспериментальные образцы Trophy были испытаны в боевой обстановке в марте 2011 г. на танках Merkava Mk4 в операции на границе с сектором Газа, когда был нейтрализован выстрел из РПГ. Компания-разработчик заявляет, что в ходе войны 2014 г. было более дюжины случаев, когда система защитила танки. Один из командиров танка из состава 46-го батальона 401-й бригады отмечал, что имел место и случай нейтрализации ПТУР «Корнет», выпущенной с дистанции примерно 3,5 км. По его словам, КАЗ Trophy — это что-то вроде Iron Dome для пехоты5. Перспективу развития КАЗ израильские специалисты видят, в числе прочего, в создании комплексов, позволяющих одной оснащенной системой машины обеспечивать защиту нескольких машин (подраздления, конвоя).
Перспективные израильские БМП/БТР планируются как и гусеничные, и колесные машины. Примечательно, что масса этих машин предполагается также весьма значительной — в 2015 г. назывались цифра не более 35 тонн для колесной (8х8) Eitan и 32 тонны для машины на гусеничном шасси. Цифры говорят о том, что снижать уровень бронезащиты не считается рациональным и возможным.
Таким образом, практика войны в Донбассе, как и войн на Ближнем Востоке и в других регионах мира, показала, что именно такие тяжелые БТР и могут служить для обеспечения наступления пехоты «под броней».
__________
1 Военный вестник. 1991. № 3.
2 «Мы здесь в командировке. А они уже шесть лет воюют». Боец российского спецподразделения — о командировке в Сирию и взаимодействии с сирийскими военными // iz.ru/648658/aleksei—ramm/my—zdes—v—komandirovke—oni—uzhe—shest—let—voiuiut (24.11.2017).
3 Суворов С. Армата и другие. Новое поколение российской броетанковой техники // Техника и вооружение. 2016. Май.
4 Rheinmetall’s Lynx Infantry Vehicle Targets Australian Market // defensenews.com (14.07.2016).
5 Israel To Equip Troop Carriers With Trophy APS // defensenews.com (28.01.2016).