ФОТО: Ракеты «Хвасон-10» на параде 10 октября 2010 года в Пхеньяне // KCNA / Reuters
Опубликовано: Лента.Ру.
Владимир Хрусталев
В последние несколько лет инженеры КНДР совершили настоящий прорыв в овладении ракетными технологиями и создании испытательной инфраструктуры.
Нынешнее поколение северокорейских БР создается в условиях куда большей открытости, чем предыдущие. Новые образцы демонстрируются на парадах, с программами разработки знакомят официальные фото- и видеоматериалы. Особенно сильно изменилась ситуация в последний год.
Сейчас можно уверенно говорить об успехе двух крупных ракетных проектов: одноступенчатой БР наземного базирования «Хвасон-10» и двухступенчатой ракеты для подводных лодок (БРПЛ) «Пуккыксон-1».
Творчество по морским мотивам
Как бы ни был хорош старый добрый советский Scud, его возможности в качестве технологической платформы для новых ракет ограничены — особенно в плане наращивания дальности полета со сколько-нибудь значительной полезной нагрузкой. Пойти по пути создания многоступенчатых ракет? Это быстро заведет в тупик. Собственно, примером такого тупика и был первый экспериментальный космический носитель «Пэктусан-1».
На рубеже 1990 и 2000-х годов считалось, что следующей по дальности после «Нодона» военной ракетой КНДР будет военная версия «Пэктусана». На его первой ступени предположительно использовались решения с «Нодона», на второй — скорее всего, с «Хвасона-6». В третьей ступени, вероятно, применялся небольшой твердотопливный двигатель.
31 августа 1998 года состоялась неудачная попытка вывести этой ракетой на орбиту небольшой искусственный спутник «Кванменсон-1». Оценки теоретической дальности ракеты с боеголовкой весом 750-1000 килограммов колебались в диапазоне две-три тысячи километров (в зависимости от модели расчетов).
Как показали опубликованные КНДР материалы, то была громоздкая конструкция (длиной 24-25 метров), требующая длительной предстартовой подготовки и абсолютно бесполезная без больших неподвижных стартовых сооружений и комплекса обслуживающих машин. Считать такую ракету полноценным оружием нельзя: противник обнаружит подготовку к запуску за много часов и успеет уничтожить ядерными или неядерными средствами и ракету, и пусковой комплекс.
Поэтому инженеры КНДР, пытаясь повторить путь ракетчиков СССР и Китая, в соответствии с принципами «все уже украдено до нас» и «не надо изобретать велосипед», искали подходящий образец для «творчества по мотивам». После распада СССР открылся большой объем ранее засекреченной информации о советской и американской ракетной технике, как военной, так и гражданской. Но в вопросах технологии «муза инженеров» не должна была уводить слишком далеко от уже имевшихся у КНДР проектов.
В качестве «музы» была выбрана Р-27 — советская жидкостная одноступенчатая БР комплекса Д-5, размещаемого на атомоходах проекта 667А (667АУ). Первая версия Р-27, принятая на вооружение в 1968 году, была довольно компактна: длина — около девяти метров, максимальный диаметр — 1,5 метра. Полный вес заправленной ракеты с установленной головной частью — около 14 тонн. Максимальная дальность стрельбы 650-килограммовой боеголовкой — 2400-2500 километров. Таких характеристик удалось добиться за счет ряда конструктивных решений.
Во-первых, маршевый блок двигателя 4Д10 для экономии пространства утоплен в баке горючего. Для повышения плотности компоновки использовались совмещенные днища баков окислителя и горючего, что позволило обойтись без межбакового отсека. Аппаратура системы управления размещалась в герметизированном объеме, образованном верхним днищем бака окислителя. Отказ от отсеков, свободных от топлива (межбакового, двигательного, приборного), колоссально сократил габариты.
Во-вторых, в отличие от семейства БР Р-17 и их прямых потомков, в качестве основного конструкционного материала в Р-27 использовались легкие алюминиево-магниевые сплавы, а не сталь. Это облегчало ракету.
В-третьих, в качестве горючего вместо ТМ-185 (смеси на основе нефтепродуктов) применялся НДМГ (несимметричный диметилгидразин), энергетически более эффективный, чем углеводородные составы.
В 2000-х активно ходили слухи о работах по изучению или копированию Р-27 — порой правдоподобные, порой бредовые. В 2007-2008 годах не раз сообщалось о выпуске новых ракет и формировании воинских частей для их обслуживания и применения.
Но это были всего лишь слухи — пока 10 октября 2010 года Пхеньян не показал новое поколение БР средней дальности. На параде проехали восемь пусковых установок с ракетами, внешне достаточно схожими с Р-27, но более длинными (приблизительно 12 метров). Внешнее сходство еще не доказывает технологическую близость. В западных источниках эти БР чаще всего именуют «Мусудан» (раньше также говорили о «Мирим» и BM-25). Северокорейское название — «Хвасон-10».
Потом эти ракеты неоднократно демонстрировались на парадах. Но ни одного подтвержденного запуска не было. Все изменилось в 2016 году.
Во-первых, было проведено шесть испытательных запусков. Четыре закончились неудачно (15 апреля, два запуска 28 апреля и еще один 31 мая). 22 июня были произведены пятый и шестой запуски. Относительно результативности пятого спорят, а шестой признан однозначно успешным.
Во-вторых, на опубликованных фото хорошо просматривается компоновка двигательной системы «Хвасон-10». Сразу бросается в глаза, что инженеры вдохновлялись советским 4Д10. Отчетливо видно, как работает двигатель, состоящий из однокамерного маршевого блока (основная струя) и двухкамерного рулевого блока (две заметно меньшие струи по бокам). Есть и любопытные отличия — восемь раскрытых решетчатых стабилизаторов. Отдельно стоит отметить специальные панели, закрывающие колеса пускового агрегата от потоков раскаленных газов и частиц грунта.
В-третьих, изменились параметры траектории. Еще в 2012 году опубликовались расчеты, по которым, если принять, что эта ракета находится примерно на том же уровне совершенства, что и «Нодон», ее дальность с полезной нагрузкой в 700 килограммов — около 1,5 тысяч километров. Если же технологический уровень ракеты соответствует Р-27, то дальность стрельбы с той же нагрузкой достигнет трех тысяч километров.
Согласно заявлению Пхеньяна, дальность составила 400 километров, а максимальная высота полета — свыше 1400 километров. В день запуска другие источники назвали более скромную, но все равно впечатляющую высоту — свыше 1000 километров. Следовательно, ракета летела по навесной траектории. Пересчет же на траекторию, оптимизированную под максимальную дальность, дает более трех тысяч километров.
Вероятно, эта ракета изготовлена из алюминиево-магниевого сплава, но по более простой технологии, чем советская. Сплав, аналогичный AМг6, примененному в Р-27, использовался и в первой ступени космической ракеты «Ынха-3-2», успешно доставившей на орбиту в декабре 2012 года спутник «Кванменсон-3». Судя по факелу ракеты, в качестве горючего применялся НДМГ, как и у Р-27, наблюдается и сходство общей компоновки двигательной установки.
Таким образом, инженеры КНДР смогли создать мобильную одноступенчатую жидкостную БР с дальностью стрельбы около трех тысяч километров. Это большой успех, но не единственный.
Удар из глубины
Настоящая сенсация августа 2016 года — успешное испытание БРПЛ «Пуккыксон-1». Особое внимание этой ракете уделяется по нескольким причинам.
Прошло всего три года с момента обнаружения следов подготовки к испытаниям БР, применимых с кораблей и подлодок, до первого успешного полета после запуска из подводного положения. Это очень быстро. Кроме того, это твердотопливная ракета. Твердотопливные БР для КНДР не в новинку, однако до этого момента создавались системы совсем иных габаритов и мощностей.
24 марта 2016 года опубликованы снимки Ким Чен Ына на стендовых испытаниях твердотопливного двигателя. Диаметр двигателя явно более метра — а до этого самой большой твердотопливной системой КНДР считалась KN-02 с максимальным диаметром 65 сантиметров. В апреле северокорейские СМИ сообщили, что испытываемая БРПЛ — твердотопливная. Это вызвало определенное удивление, но настоящие сенсации были впереди.
До 24 августа считалось, что БРПЛ можно будет признать состоявшейся, если она пролетит хотя бы 300 километров по нормальной траектории. Но на этом испытании была показана дальность около 500 километров. Как и в случае с «Хвасон-10», ракету запускали не на максимальную дальность, а по навесной траектории.
С поправкой на оптимизацию траектории, большинство наблюдателей оценивают реальную боевую дальность «Пуккыксон-1» более чем в тысячу километров. Следует отметить, что ранее достигнутый рекорд дальности для северокорейских твердотопливных БР, по мнению разведки Южной Кореи, составлял около 220 километров — налицо скачок характеристик на порядок.
По открытым материалам габариты ракеты не определить — на фото из-за оптических искажений она то немного вытянута, то немного сплюснута. Но видно, что она небольшая.
Такая БР может размещаться как на подводных носителях, так и на наземных, причем адаптировать ракету к наземному запуску гораздо проще, чем «оморячить» сухопутное изделие. Это открывает дорогу для создания наземных ракетных комплексов на ее базе, что позволит поднять их выживаемость за счет более короткого времени нахождения на позиции перед пуском. В описанном сценарии нет ничего фантастического. Так, от китайской БРПЛ «Цзюйлан-1» ведет свое происхождение наземная твердотопливная БР средней дальности «Дунфэн-21».
Еще один плюс — в отличие от жидкостных ракет, не требуется много обслуживающих машин, что упрощает как эксплуатацию комплекса, так и маскировку, организационно-штатные структуры подразделений и т.д. Есть возможность держать большую часть ПУ в высокой степени боеготовности.
Открываются и перспективы для создания задела более мощных БР наземного базирования. Если нынешняя двухступенчатая БР довольно компактна, то можно представить и ее трехступенчатую версию с увеличенной дальностью, способную поместиться на подвижном комплексе.
Промежуточные итоги
Это не все современные ракетные программы Пхеньяна, однако об их результатах можно говорить более-менее уверенно. И какие же напрашиваются выводы?
* Технологический потенциал КНДР сильно недооценен. Наглядно это видно по истории с ожидаемыми и реально продемонстрированными характеристиками БРПЛ.
* Северная Корея доказала способность проводить весь комплекс наземных испытательных работ, связанных с доводкой новых двигателей. Причем для этого в 2010-х годах была создана и успешно эксплуатируется масштабная инфраструктура.
* Налицо ускорение темпов ракетных программ КНДР. Если ранее от первого летного испытания до первого успешного уходило несколько лет, то теперь процесс сокращен до нескольких месяцев. Так, первое летное испытание «Хвасон-10» было проведено 15 апреля 2016 года, а первое успешное — уже 22 июня.
* Ракетчики КНДР теперь располагают реально работающими многоступенчатыми носителями как космического назначения («Ынха»), так и боевого («Пуккыксон-1»).
* Параметры испытаний указывают на разработку комплекса мер по преодолению ПРО противника.
* Уже в ближайшие годы указанные системы поступят на вооружение.
С учетом всего этого вполне реалистичны прогнозы, по которым следующим этапом в развитии стратегических ракетных сил КНДР станет создание боевых многоступенчатых БР сначала промежуточной (от 3 до 5,5 тысяч километров), а потом и межконтинентальной дальности (свыше 5,5 тысяч).
Причем это будут ракеты в ядерном оснащении. К рассмотрению истории и перспектив ядерной программы КНДР мы обратимся в одной из следующих публикаций.