Пасынки в своем Отечестве… Украина забыла о своих военных пенсионерах и ветеранахФОТО: Шнурки и ботинки важнее людей. Порошенко осматривает военное обмундирование // ukr-life.com.ua

Александр Яковлевич Маначинский

Демократия — способ защиты сытого человека, но не насыщения голодного.
Леонид Шебаршин

 «Правительство работает хорошо… Это народ живет плохо, потому что не работает в правительстве».

 

События в последних лет в украинской армии напрягают и заставляют задуматься. Прослужив в армии и поработав на госслужбе более 45 лет, видел все реформы не во сне, а наяву. Здесь и реформы Никиты Хрущева и сокращение армии на 1,2 миллиона. Удивительно было нам, 20-летним офицерам, смотреть на все происходившее. Представьте, офицеры прошли всю войну, и до пенсии им оставалось пару месяцев, их просто увольняли, не церемонились… и увольняли без пенсии. Другими словами, армию сокращали и урезали, при этом, не слишком продумывая последствия данных шагов. Нас 20-летних тоже не знали куда деть. Все эти, казалось, праведные дела нанесли колоссальный ущерб государству.

История повторяется. Другими словами, как и вначале 1990-х не изменилось отношение к человеку в погонах: сколько захотим столько и уволим, а как этим уволенным дальше жить никто не побеспокоится.

Интересно другое, офицеры, уволенные в запас в 1992–1993 годах, да и некоторые уволенные позже прошли все круги борьбы со своим «родным» МОУ, которое урезало должностные оклады. Автор этих строк два раза судился. Но ведь еще можно судиться, ибо не может уволенный офицер в 1992 году получать меньше, чем уволенный в 2017 году с одной и той же должности. Можно судиться еще… Мы военные пенсионеры оказались никому ненужными. Даже родное МО передало нас почему-то министерству социальной политики? То есть служили мы в минобороне, а заботиться будет «дядя» из другого министерства. Парадокс?! А ведь мы составляем ничто иное, как резерв армии.

Украинские власти и мятежники-ополченцы договариваются об очередном прекращении огня и обмена пленными в Минске. Очередном, потому что в принципе на востоке страны огонь должен быть прекращен после подписания минских соглашений. Но как знаем, этого почему-то не происходит.

Тем временем жизнь так сложилась, что армия оказалась в зоне боевых действий. За участие в АТО всем что-то причитается. Но если для участников АТО все понятно. Они имею право на бесплатную приватизацию шести земельных участков разного целевого назначения, в том числе для индивидуального дачного строительства — до 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений — в селах до 0,25 га, в поселках до 0,15 га, городах до 0,1 га и много чего другого. Кроме того, граната и автомат стали повседневным атрибутом настоящих и бывших атовцев…А это уже весомый аргумент в решении насущных вопросов.

Напомню, что Президент Украины, обращался в ноябре 2015 года с письмом к премьер-министру Украины о повышении денежного довольствия военнослужащим. Но коррупционно-бюрократическая машина кабинета министров издала приказ Министра обороны от 27.01.2016 года № 44 «Об особенностях выплаты денежного обеспечения военнослужащим Вооруженных Сил Украины в 2016 году».

Основными видами денежного обеспечения являются: оклад по воинскому званию, должностной оклад, надбавка за выслугу лет.

 

Таблица 1. Сравнительная таблица по военным и специальным званием

Воинские звания Вооруженных Сил Розмер оклада,

гривен

Специальные звания Национальной полиции Размер оклада,

гривен

Генерал армии Украины 160  
Генерал-полковник , адмирал 150 Генерал полиции первого ранга 3000
Генерал-лейтенант, вице-адмирал 145 Генерал полиции второго ранга 2800
Генерал-майор, контр-адмирал 140 Генерал полиции третьего ранга 2600
Полковник, капитан I ранга 135 Полковник полиции 2400
Подполковник, капитан II ранга 130 Подполковник полиции 2200
Майор, капитан III ранга 125 Майор полиции 2000
Капитан, капитан-лейтенант 120 Капитан полиции 1800
Старший лейтенант 115 Старший лейтенант полиции 1600
Лейтенант 110 Лейтенант полиции 1400
Младший лейтенант 105 Младший лейтенант полиции 1200
Старший: прапорщик, мичман 65  
Прапорщик, мичман 60  
Старшина, главный корабельный старшина 55  
Старший сержант, главный старшина 50 Старший сержант полиции 1000
Сержант, старшина I статьи 45 Сержант полиции 800
Молодший сержант, старшина II статьи 40  
Старший: солдат, матрос 35 Капрал полиции 600
Солдат, матрос 30 Рядовий поли ции 400

Сравнительная таблица составлена:

– Для военнослужащих ВСУ на основании ПКМУ от 07.11.2007 г. № 1294 и ПКМУ от 03.09.2014 г. № 395

– для полицейских Национальной полиции — ПКМУ от 11.11.2015 г. № 988.

 

Из таблицы видно, что военнослужащий получает меньше оклад по званию от 13 до 20 раз от полицейского. Разница между очередными званиями у военнослужащих составляет 5 гривен (на батон не хватает). А в полицейских разница между очередными званиями составляет 200 гривен и можно купить 20 батонов. А вот ниже сравнительная таблица по должностным окладам.

 

Таблица 2. Сравнительная таблица по должностным окладам

Должностные оклады в Вооруженных Силах Размер оклада, гривен Должностные оклады Национальной полиции Размер оклада, гривен
Первый заместитель и заместители командующих видов Вооруженных Сил 2000–2250 Заместитель председателя национальной полиции 18000
Командующий войсками оперативного командования, командир воздушного командования 2000–2140 Начальник Главного управления Национальной полиции 7400
Начальник регионального управления 1900 Начальник Главного управления Национальной полиции в области 5400
чальник самостоятельного сектора центрального аппарата 1700–1800 Начальник отдела в центральном аппарате 4400
Заведующий самостоятельного сектора центрального апарату 1350–1400 Начальник сектора 3800
Старший офицер центрального апарата 1150–1200 Старшие: оперуполномоченный, следователь, инспектор, референт 2800
Командир бригады, объединенного отряда 1150–1200 Начальник управления полиции, отдела полициии 3600
Офіцер центрального аппарата 1050–1150  
Командир полка, командир отряда, заведующий сектором регионального управления 1050–1150 Начальник: отдела отделения полиции 3100
Командир батальона (дивизиона), командир отельного отряда 1000–1100 Заместитель начальника отделения полиции 3000
Командир роти (батареи) 950–1050 Начальник: сектора (отделения), дежурной части

 

2700
Командир взвода 750–850 Оперуплномоченный, следователь, инспектор, участковый офицер 2400

Сравнительная таблица составлена:

– Для военнослужащих ВСУ на основании ПКМУ от 07.11.2007 г. № 1294 и

– Для полицейских Национальной полиции — ПКМУ от 11.11.2015 г. № 988

Из таблицы видно, что должностные оклады военнослужащих в 3 и более раз меньше должностных окладов полицейских Национальной полиции. А это соответственно и пенсия совершенно другая.

 

Таблица 3. Сравнительная таблица надбавки за выслугу лет

Вооруженные Силы Украины Размер надбавки, процентов должностного оклада с учетом оклада по воинскому званию Национальная полиция Размер надбавки, процентов должностного оклада с учетом оклада по специальному званию
от 1 до 2 лет 5 от 1 до 2 лет 5
от 2 до 5 лет 10 От 2 до 4 лет 10
от 5 до 10 лет 20 от 4 до 7 лет 15
От 10 до 15 років 25  от 7 до 10 лет 20
от 15 до 20 лет 30 от 10 до 13 лет 25
От 20 до 25 лет 35 от 13 до 16 лет 30
от 25 и более лет 40 от 16 до 19 лет 35
от 19 до 22 лет 40
от 22 до 25 лет 45
более 25 лет 50

Сравнительная таблица составлена на основании вышеуказанных документов.

Кроме того, в полиции существуют надбавки, а именно:

– Надбавка за специфические условия прохождения службы в полиции в размере до 100% должностного оклада с учетом оклада по специальному званию и надбавки за стаж службы;

– Доплата за службу в ночное время — в размере 35% должностного оклада в расчете за каждый час службы в ночное время.

– Другие надбавки аналогичные надбавкам в Вооруженных силах Украины.

Рассмотрев приведенные выше сравнительные таблицы, напрашивается вывод, что служба в Вооруженных силах Украины не является престижной, судя по оплате труда.

А приказ Министра обороны от 27.01.2016 года № 44 несет в себе коррупционную составляющую и желание управлять денежными потоками Министерства обороны в ручном режиме. Выплата премий в размере от 350 до 680 процентов — это попытка ввести постсоветскую уравниловку между занимаемыми должностями во всех звеньях управления в Вооруженных силах. Ведь премия входит при расчете уходящих на пенсию, отсекаются пенсионеры, вышедшие на пенсию ранее.

Например, если рассмотреть опыт денежного обеспечения военнослужащих Великобритании, Франции, Германии, США то увидим, что ни в одном из иностранных государств премии не превышают должностного оклад + оклад за звание + выслугу лет. Такое безумное премирование имеет место только в племенах африканского континента и в отдельных азиатских государствах.

Но это не все. Кабинет министров Украины постановлением №704 от 30 августа 2017 г. утвердил новые размеры денежного обеспечения для военнослужащих Вооруженных сил Украины и других силовых ведомств.

Должностные оклады первого заместителя и заместителя командиров видов Вооруженных сил, командиров родов войск, начальника Объединенного оперативного штаба установлены в размере около 10,7 тыс. гривен, командира взвода — от 3,35 до 3,7 тыс. гривен, доплата за звание генералу армии в размере 1,86 тыс. гривен, майору — 1,4 тыс. грн, солдату и матросу — 560 грн.

Оклады по воинскому (специальному) званию определяются путем умножения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года (но не менее 50 % размера минимальной заработной платы, установленного законом на 1 января календарного года), на соответствующий тарифный коэффициент. В случае если размер оклада определен в гривнях с копейками, цифры до 4,99 отбрасываются, от 5 и выше — округляются до десяти гривен.

Парадокс заключается в том, что оказывается пенсия будет зависеть не от прохождения службы, а от средних заработков по стране в месяце увольнения в запас и выходе на пенсию. Таким образом, пенсия будет базироваться: на военном стаже, денежном обеспечении в месяц увольнения и средней зарплате в стране в месяц увольнения военнослужащего. Вот и появился единый принцип начисления пенсий, как для военных, так и гражданских. Теперь военнослужащему надо выбирать месяц увольнения. Тогда возникает вопрос: зачем служить и переносить все тяготы и лишения воинской службы?

«С первого января 2018 все военнослужащие получат предусмотренные Бюджетом выплаты в большем размере», — заявил министр социальной политики Андрей Рева.

Казалось, задача проста: с 1 января 2018 года в соответствии с действующим законом необходимо обеспечить перерасчет военных пенсий. Но не тут-то было. к сожалению всех военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, в постановлении КМУ от 27 декабря 2017 № 1052 «О внесении изменения в пункт 10 постановления Кабинета министров Украины от 30 августа 2017 № 704» заменили одну цифру, а именно «2018» на «2019».

Как отмечается на сайте Кабмина, отсрочка вступления в действие постановления №704 касается лишь пенсий военнослужащих, а не денежного обеспечения для личного состава ВСУ и других силовых ведомств. Опять военные пенсионеры в пасынках, а ведь за год много воды утечет и сколько недосчитаются пенсионеров в 2019 году.

Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что денежное обеспечение военнослужащих определяется Государственным бюджетом Украины и поэтому отсрочка постановления №704 не повлияет на размер денежного обеспечения.

«С первого января 2018 все военнослужащие получат предусмотренные Бюджетом выплаты в большем размере», — заявил Рева. Понятно, скорее всего повышенный оклад действующим военнослужащим будет выплачиваться путем повышения надбавок, а оклад останется прежним.

Таким образом, с 1 января 2018 г., в Украине виртуально повысили пенсии военным пенсионерам и пенсионерам других силовых структур. Понятно, что министр Андрей Рева бывший замполит роты и заслуженный работник социальной сферы Украины (2010) привык говорить о перспективе!

Вот доживем мы до этой перспективы вопрос! Уже отбирали у нас льготы, не стесняясь…И если Постановление вышло еще в августе 2017 года, то почему все вопросы нерешенные оставили до декабря месяца? Тогда возникают вопросы и к МОУ. Другими словами, военные пенсионеры не нужны, это ждет и нынешних атошников.

Напомню, что в ВС США имеется Министерство по делам ветеранов (МДВ) является органом исполнительной власти США, отвечающим за вопросы социальной защиты и медицинского обеспечения ветеранов военной службы и членов их семей. Основными задачами МДВ являются:

– реализация различных программ реабилитации бывших военнослужащих;

– оказание помощи в получении дополнительного образования и трудоустройстве;

– предоставление льготных медицинских услуг;

– оказание финансовой поддержки (вы­плата пособий, компенсаций и пенсий по инвалидности, содействие в получении кредитов и займов, предоставление страховых услуг, налоговых послаблений и т. д.);

– обеспечение захоронении и поддер­жание системы кладбищ для бывших военнослужащих.

Это ведь целая система и она работает. Как видим, другая страна, и другие порядки — наши военные пенсионеры давно превратились в пасынков, ибо высоко сидящему начальнику не видно их проблем, да и живет он по-другому.

Тем временем, в Вооруженных силах Украины и Минобороны работают 66 иностранных советников из 14 стран — участниц НАТО, из них шесть советников высокого уровня, — сообщил министр обороны. И почему это 66 военнослужащих других государств в советниках. А что у нас своих нет? Может заменить все министерство обороны иностранцами. Кстати и Советник президента Украины Юрий Бирюков видел армию издалека, он в ней просто не служил, но приложил немало сил на введение новой формы одежды. Поэтому, вероятно, и некому по-настоящему заняться военным делом, в том числе и проникнуться заботой о своих минобороновских пенсионерах. Мы вроде получаем пенсию за службу в вооруженных силах, а пенсию устанавливает совсем другое министерство, которое не имеет к нам никакого отношения.

Здесь очевидно играет логика: нет человека — нет проблемы. А значит, и денег не надо. Ресурсы для экономии огромны — до последнего живого… уволенных в запас становится все меньше и меньше. Может стоит взглянуть более глубоко на пенсионное обеспечении военнослужащих с точки зрения военной безопасности страны? И внимательно посмотреть, как решаются эти же вопросы в других странах, и создать нормально работающую систему защиты военных пенсионеров и пенсионеров других силовых структур.