Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
Первый вице-премьер-министр Киргизии Аалы Карашев на заседании межправительственной китайско-киргизской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое завершилось вчера в Пекине, предложил форсировать реализацию проекта строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан (ККУЖД), а также открыть в республике филиалы крупных китайских банков. Эксперты считают: если дорога будет построена, она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. По их мнению, дорога может угрожать безопасности РФ.
Проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через территорию Киргизии обсуждается с середины 90-х годов. Однако с мертвой точки дело сдвинулось недавно, когда между правительствами Киргизии и Китая была достигнута договоренность в формате «инвестиции в обмен на ресурсы». Эта схема предполагает передачу месторождений полезных ископаемых в качестве вклада Киргизии в уставной капитал совместного предприятия по строительству железной дороги. Такое неоднозначное предложение было воспринято в Киргизии двойственно. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что «за теми политиками, которые выступают против строительства данной железной дороги, стоят интересы некоторых государств».
«У нас должна быть эта железная дорога. Когда она будет построена и будут связаны север и юг страны, тогда Киргизия будет единой. Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрил этот проект. Узбекистан, я думаю, тоже должен одобрить. Его необходимо реализовать в ближайшие 4–5 лет. Нам необходимо брать деньги в долг под конкретные проекты, такие как подстанция и железная дорога, и после реализации данных проектов экономика будет развиваться, и мы сможем в кратчайшие сроки отдать кредиты», – сказал он.
Под «некоторыми государствами», по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, президент Атамбаев имел в виду Россию. «Атамбаев указал вежливо и дипломатично на те группы общественности, которые не хотят плевать на союзника – Россию. Те документы, которые подписывает киргизская власть, преступны. Китай получает железную дорогу в обмен на серебро, алюминий, медь, уголь Киргизии. При этом обеспечивает свою безопасность с запада. Для этого Пекину нужна железная дорога к Узбекистану с выходом на Андижан – именно в Андижане заканчивалась основная железнодорожная сеть Советского Союза. Самая надежная из дошедших до наших дней», – сказал «НГ» эксперт.
При этом Собянин обратил внимание на официальное название этого проекта. «В китайском варианте она фигурирует под названием китайско-узбекская железная дорога, и не предполагается никакого соединения юга и севера Киргизии. Речь идет о соединении западной столицы Синьцзян-Уйгурского автономного округа Кашгара с узбекским Андижаном», – сказал Собянин. И только в Бишкеке ее называют китайско-киргизско-узбекской.
Ключевым является вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для этой дороги. Дело в том, что Поднебесная настаивала на том, чтобы дорога имела европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана –1520 мм. «Бишкек в своей внутрикиргизской возне может нанести непоправимый ущерб безопасности России. Причем не интересам России в Центральной Азии. Колея 1435 резко ухудшит ситуацию с обеспечением национальной безопасности в Сибири, Поволжье и на Урале . Если появляется китайская колея, то автоматически появляются китайская безопасность, китайские военные. Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России», – считает Собянин. По его словам, если сценарий строительства будет реализован, то эшелоны с китайскими войсками могут оказаться у границ Узбекистана спустя 3–4 часа после пересечения киргизской границы. В дальнейшем эта китайская дорога становится частью европейских проектов железных дорог из Китая в Европу через Иран и Турцию, в обход России.
Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубатбек Рахимов видит выход из сложившей ситуации в строительстве альтернативной дороги Чуй–Фергана, которая свяжет Сибирь с Ферганской долиной через Казахстан, северную и южную Киргизию с замыканием в том же Андижане. Этот проект действительно «сшивает» Киргизию. Более того, за эту дорогу не придется расплачиваться будущим поколениям киргизов, поскольку, как пояснил эксперт, она «здесь и сейчас соединит экономику нынешней Киргизии с экономикой нынешней России». «Мультипликативный эффект от строительства этой дороги только для аграриев, которые смогут выйти на рынки Урала, Сибири, Центрального Казахстана, покроет половину стоимости возведения дороги в сжатые сроки», – сказал «НГ» Рахимов.
По оценкам специалистов, реализация этого проекта потянет примерно на 2 млрд. долл. Эта дорога может стать первой совместной крупной реализацией проекта Внешэкономбанка России, Евразийского банка Развития, Банка развития Казахстана, а также ряда других заинтересованных государственных банков стран ЕврАзЭС и ТС. «Но дорога Чуй–Фергана требует отношения к России не как к экономическому союзнику, а как к постоянному военному и политическому союзнику, которого нельзя предавать, с которым нельзя хитрить, пытаясь за ее спиной продать собственную страну Китаю», – уточнил Кубатбек Рахимов. Эксперт полагает, что с геополитической точки зрения эффективнее вести строительство из Казахстана через территорию Киргизии в направлении Узбекистана и Таджикистана.
По мнению казахстанского политолога Марата Шибутова, «попытка обманом, хитростью и политическим напором ускорить через парламент и правительство Киргизии строительство ККУЖД может привести к ряду последствий. Прежде всего к политическому кризису в самой Киргизии с отставкой кабинета министров Омурбека Бабанова. Во-вторых, без участия «Казахстанских железных дорог», госкомпаний и госбанков Казахстана ни один железнодорожный проект не состоится. «И наконец, вопрос железнодорожной колеи не может рассматриваться только в бизнес-плоскости. Это вопрос целостности и безопасности государств, которые подписались под договорами ОДКБ, ТС и ЕС», – сказал «НГ» Марат Шибутов.
Киргизия ударит по России китайской колеей. Не получив денег в Москве, Бишкек развернулся к Пекину
Автор: Александр Собянин, 03 Авг 2012 • 00:02 Отзывов нетФОТО: Алмазбек Атамбаев и Ху Цзиньтао открывают новую страницу в истории Центральной Азии: официальный сайт президента Киргизии.
Опубликовано: Независимая газета.03.08.2012 .
Первый вице-премьер-министр Киргизии Аалы Карашев на заседании межправительственной китайско-киргизской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое завершилось вчера в Пекине, предложил форсировать реализацию проекта строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан (ККУЖД), а также открыть в республике филиалы крупных китайских банков. Эксперты считают: если дорога будет построена, она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. По их мнению, дорога может угрожать безопасности РФ.
Проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через территорию Киргизии обсуждается с середины 90-х годов. Однако с мертвой точки дело сдвинулось недавно, когда между правительствами Киргизии и Китая была достигнута договоренность в формате «инвестиции в обмен на ресурсы». Эта схема предполагает передачу месторождений полезных ископаемых в качестве вклада Киргизии в уставной капитал совместного предприятия по строительству железной дороги. Такое неоднозначное предложение было воспринято в Киргизии двойственно. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что «за теми политиками, которые выступают против строительства данной железной дороги, стоят интересы некоторых государств».
«У нас должна быть эта железная дорога. Когда она будет построена и будут связаны север и юг страны, тогда Киргизия будет единой. Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрил этот проект. Узбекистан, я думаю, тоже должен одобрить. Его необходимо реализовать в ближайшие 4–5 лет. Нам необходимо брать деньги в долг под конкретные проекты, такие как подстанция и железная дорога, и после реализации данных проектов экономика будет развиваться, и мы сможем в кратчайшие сроки отдать кредиты», – сказал он.
Под «некоторыми государствами», по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, президент Атамбаев имел в виду Россию. «Атамбаев указал вежливо и дипломатично на те группы общественности, которые не хотят плевать на союзника – Россию. Те документы, которые подписывает киргизская власть, преступны. Китай получает железную дорогу в обмен на серебро, алюминий, медь, уголь Киргизии. При этом обеспечивает свою безопасность с запада. Для этого Пекину нужна железная дорога к Узбекистану с выходом на Андижан – именно в Андижане заканчивалась основная железнодорожная сеть Советского Союза. Самая надежная из дошедших до наших дней», – сказал «НГ» эксперт.
При этом Собянин обратил внимание на официальное название этого проекта. «В китайском варианте она фигурирует под названием китайско-узбекская железная дорога, и не предполагается никакого соединения юга и севера Киргизии. Речь идет о соединении западной столицы Синьцзян-Уйгурского автономного округа Кашгара с узбекским Андижаном», – сказал Собянин. И только в Бишкеке ее называют китайско-киргизско-узбекской.
Ключевым является вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для этой дороги. Дело в том, что Поднебесная настаивала на том, чтобы дорога имела европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана –1520 мм. «Бишкек в своей внутрикиргизской возне может нанести непоправимый ущерб безопасности России. Причем не интересам России в Центральной Азии. Колея 1435 резко ухудшит ситуацию с обеспечением национальной безопасности в Сибири, Поволжье и на Урале . Если появляется китайская колея, то автоматически появляются китайская безопасность, китайские военные. Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России», – считает Собянин. По его словам, если сценарий строительства будет реализован, то эшелоны с китайскими войсками могут оказаться у границ Узбекистана спустя 3–4 часа после пересечения киргизской границы. В дальнейшем эта китайская дорога становится частью европейских проектов железных дорог из Китая в Европу через Иран и Турцию, в обход России.
Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубатбек Рахимов видит выход из сложившей ситуации в строительстве альтернативной дороги Чуй–Фергана, которая свяжет Сибирь с Ферганской долиной через Казахстан, северную и южную Киргизию с замыканием в том же Андижане. Этот проект действительно «сшивает» Киргизию. Более того, за эту дорогу не придется расплачиваться будущим поколениям киргизов, поскольку, как пояснил эксперт, она «здесь и сейчас соединит экономику нынешней Киргизии с экономикой нынешней России». «Мультипликативный эффект от строительства этой дороги только для аграриев, которые смогут выйти на рынки Урала, Сибири, Центрального Казахстана, покроет половину стоимости возведения дороги в сжатые сроки», – сказал «НГ» Рахимов.
По оценкам специалистов, реализация этого проекта потянет примерно на 2 млрд. долл. Эта дорога может стать первой совместной крупной реализацией проекта Внешэкономбанка России, Евразийского банка Развития, Банка развития Казахстана, а также ряда других заинтересованных государственных банков стран ЕврАзЭС и ТС. «Но дорога Чуй–Фергана требует отношения к России не как к экономическому союзнику, а как к постоянному военному и политическому союзнику, которого нельзя предавать, с которым нельзя хитрить, пытаясь за ее спиной продать собственную страну Китаю», – уточнил Кубатбек Рахимов. Эксперт полагает, что с геополитической точки зрения эффективнее вести строительство из Казахстана через территорию Киргизии в направлении Узбекистана и Таджикистана.
По мнению казахстанского политолога Марата Шибутова, «попытка обманом, хитростью и политическим напором ускорить через парламент и правительство Киргизии строительство ККУЖД может привести к ряду последствий. Прежде всего к политическому кризису в самой Киргизии с отставкой кабинета министров Омурбека Бабанова. Во-вторых, без участия «Казахстанских железных дорог», госкомпаний и госбанков Казахстана ни один железнодорожный проект не состоится. «И наконец, вопрос железнодорожной колеи не может рассматриваться только в бизнес-плоскости. Это вопрос целостности и безопасности государств, которые подписались под договорами ОДКБ, ТС и ЕС», – сказал «НГ» Марат Шибутов.