"Легенды и мифы" Большого Ближнего Востока. Часть первая: ядерная программа ИранаОпубликовано: Notum.info (Челябинск). 12.07.2015.

Игорь Панкратенко

Охваченный войной Ближний Восток. Множественные конфликты с не до конца понятным составом участников смерчем затягивают всё вокруг и закручивают, запутывают в оборотах хаоса и всевозможных, порой самых нелепых домыслов, ошибочных оценок и выводов, а, значит, и реакций на эти вызовы. Что миф, а что правда? Для приближения к пониманию происходящего мы провели большое интервью по Ближнему Востоку с шеф-редактором журнала «Современный Иран», кандидатом исторических наук Игорем Панкратенко. Сегодняшний разговор посвящен ядерной программе Ирана, напряженные переговоры по которой продолжаются в столице Австрии, и именно сегодняшняя ночь на 12 июля «пророчится» как решающая..

 

Часть первая: ядерная программа Ирана

 

«Битва» в Вене

 — Уважаемый Игорь Николаевич, начнем разговор с Ирана. Сейчас продолжаются переговоры в Вене, которые уже не укладываются ни в один «дедлайн». Верите ли Вы в решение вопроса по ИЯП: достижим ли консенсус? При каких условиях?

— Происходящее сегодня в Вене, все эти многочисленные «дедлайны», всплывающие в последний момент «принципиальные вопросы» — однозначно подтверждают незатейливую истину, о которой я говорю уже несколько лет: США используют переговоры по ядерной программе Тегерана исключительно как некую даже не политическую, а пиар-акцию. Под прикрытием которой реализуется принятая в эпоху «раннего Обамы» (его первого президентского срока) стратегия «сдерживания Ирана» или, как ее еще называют, «Путь в Персию».

Стратегия включает в себя, если коротко, три компонента. Во-первых, организация экономической блокады Исламской республики Иран. Во-вторых, критическое ослабление политических позиций Тегерана в так называемом «Большом Иране» — шиитском мире, протянувшемся от Аравии до Пакистана. И, наконец, в-третьих, смена правящего режима, отстранение к власти духовенства и Корпуса стражей исламской революции с последующим приходом «реформаторов», ориентирующихся на США.

Соответственно, в любых переговорах с Тегераном для Вашингтона есть «красная черта», за которую он никогда не переступит – снятие санкций, по сути – экономической удавки. Иранская ядерная программа для этого – прекрасный предлог, вполне убедительная «страшилка» для так называемой широкой международной общественности. Никакой реальной опасности для США и их союзников она не представляет, но в медийном плане – просто находка для прикрытия реальных целей – нарастающего экономического и политического давления на Тегеран.

Теперь о консенсусе, итоговом Соглашении и медиа-шумихе вокруг данного вопроса. Суть в том, что к реальной политике это возня имеет отношение от слова «никакое». Прежде всего потому, что санкции Совета Безопасности ООН — за судьбу которых сейчас так ожесточенно бьются в Вене — лишь малая часть тех ограничений и запретов, которые были введены США и европейскими государствами против Ирана.

Кроме того, механизм итогового Соглашения, который продавливают в Вене Вашингтон, Лондон и Париж, совершенно не гарантирует того, что санкции под любым надуманным предлогом не будут введены вновь, не успеют, как говорится, «просохнуть чернила» под этим многострадальным документом. Я вполне допускаю вероятность того, что некое соглашение может быть подписано – все же и в США, и в Иране существует определенный «политический заказ» на него. Но цена этого документа не будет превышать стоимости потраченной на него бумаги. Поэтому, как бы парадоксально это не звучало, исход переговоров в Вене, как вообще весь этот неприлично затянувшийся процесс, по большому счету серьезного значения для ключевых узлов – ирано-американские отношения, расклады в регионе и так далее – не имеет.

— Имеет ли шанс итоговое соглашение пройти в Конгрессе США?

— Тут вот какая тонкость. Если оно будет подписано, то Конгресс не сможет признать его недействительным, поскольку у него нет таких полномочий. «Одобрить» или же «не одобрить» — единственные варианты для голосования. Поскольку в заданный Конгрессом срок, к 9-му июля, переговорщики не уложились, то шансы на одобрение любого подписанного в Вене документа сейчас стремительно приближаются к нулю.

Что за этим последует? Напомню, что 25 июня неутомимые в своей антииранской деятельности сенаторы Роберт Менендес и Марк Кирк внесли на рассмотрение коллег законопроект, предусматривающий сохранение в силе еще на 10 лет ключевых односторонних американских санкций в отношении Тегерана – по сути, продление как запрета на инвестиции в нефтегазовую отрасль Ирана, так и предоставление возможности американским властям «наказывать» те государства и фирмы, которые эти инвестиции осуществляют. То есть, даже под самые малые шансы благополучного исхода переговоров в Вене уже подведена мощная мина.

Не следует забывать и о том, что Конгресс США всегда был одной из активных составляющих антииранского трио – собственно Конгресс, Израиль и Саудовская Аравия. И нет никаких признаков того, что он изменил своим убеждениям.

 

«Узлы», откуп и пропаганда

— Ирано-американская «разрядка» — это миф или вероятность будущего?

— Если говорить о декларациях Обамы, прозвучавших после избрания нынешнего президента Ирана Хасана Рухани – миф, без всякого сомнения. Что касается вероятности – то основная цель США, смена режима в Тегеране, осталась неизменной, и никто в Вашингтоне не собирается от нее отказываться. Но вот что хотелось бы заметить. У меня складывается стойкое внутреннее убеждение, что все, связанное с «иранским вопросом» и узлами, возникшими на Ближнем Востоке, американский истеблишмент решил передать на откуп будущей администрации. А до этого времени, до выборов, поддерживать в отношениях с Ираном и вообще на Ближнем и Среднем Востоке определенное статус-кво.

А вот дальше начинается «вкусное», связанное с тем, что для части американского истеблишмента сейчас главной задачей привести в Белый дом «прагматиков», соответственно вычистив его от плотно засевших сейчас в вашингтонских кабинетах власти так называемых «идеалистов».

Кто это такие? Это люди с крайне идеологизированными подходами, зацикленные на «демократии», «правах человека» и тому подобной пропагандисткой шелухе. Нет, эти лозунги существовали всегда, но если раньше они были не более чем одним из инструментов внешней политики США, то сегодня, благодаря вот этим «идеалистам», превратились в некую самоцель, не побоюсь сказать – навязчивую идею. В результате – американская политика в регионе зашла в тупик, администрация Белого дома занимается не реализацией внятных стратегий, а работает в режиме пожарной команды или, что более точно – скорой помощи, той самой, которая «сама режет, сама давит, сама помощь подает».

С Израилем и саудитами чуть не разругались, с Тегераном и Дамаском вопросы не решаются, регион пошел в разнос, да и с «Исламском государством» как-то неудобно получается. Оно бы и ничего, но в результате правящие круги США обнаружили, что главный принцип американской внешней политики – вложения в «производство безопасности», то есть военно-политическая и финансовая поддержка союзников и временных попутчиков в регионе должны приносить «прибыль», обеспечивать гарантии национальным интересам США – оказался нарушенным. Не только прибыли нет, но Америка еще и в убыток себе в регионе действует. Причем во вполне ощутимый.

Но ведь нужно понимать, что как у нормальной сверхдержавы, у США свет клином на Ближнем Востоке не сошелся, более чем достаточно и других проблем. Следовательно, курс надо менять, консенсус по этому вопросу в Вашингтоне уже состоялся. Как это будет происходить – отдельный вопрос, в ответе на который содержится и тактический рисунок ирано-американских отношений в ближайшей перспективе. Главная же цель, смена режима в Тегеране, как уже было сказано выше, останется неизменной.

 — На что может пойти Израиль, если консенсус по ИЯП будет заключен?

—  Начнем с того, что вне зависимости от исхода переговоров Израиль уже выторговал у Вашингтона дополнительные гарантии безопасности. Что и подтвердил председатель Объединенного комитета начальников штабов США Мартин Демпси в ходе своей встречи с Биньямином Нетаньяху. Который, что интересно, назвал его «чемпионом по американо-израильским отношениям», такой вот комплимент.

Под этими гарантиями подразумевается увеличение военной и финансовой помощи Тель-Авиву, политическая поддержка и прочие преференции. Более того, если на определенном этапе руководство США выражало неудовольствие специальными операциями израильской разведки в отношении Ирана – поддержкой откровенно экстремистских группировок и организацией через свою агентуру ликвидации ключевых лиц иранской ядерной программы, попытки саботажа и диверсий на предприятиях ракетной и атомной промышленности, то сейчас этот вопрос закрыт. Более того, есть информация, позволяющая предполагать, что разведывательное сообщество США вновь резко активизирует совместные с израильскими спецслужбами проекты, конечной целью которых является иранские атомная и ракетная программа.

Так что, ничего сверх того, что уже делалось, Израиль предпринимать не будет – активизация специальных операций, нагнетание напряженности, угрозы… В общем, обычная рутина.

 — Саудовская Аравия (далее КСА — авт.) в случае решения вопроса иранского ядерного досье с Г«5+1»  «грозит» обзавестись своим ядерное оружие. Реально ли это?

— Нет. И в этом вопросе между Эр-Риядом и Вашингтоном существуют более чем жесткие договоренности. Нужно понимать, что Вашингтон выступает гарантом безопасности саудитов. От этой роли он не отказывался и не отказывается, что еще раз было подтверждено на встрече в Кэмп-Дэвиде в мае нынешнего года. Поэтому в самостоятельности по ряду вопросов, тем более – столь серьезных, Эр-Рияд достаточно ограничен.

На той же встрече Обаме удалось убедить саудитов в том, что даже если соглашение с Тегераном и состоится, на безопасность Эр-Рияда это никак не отразится. А совместная стратегия сдерживания Ирана в регионе, имеющая для Королевства особое значение и повышенную актуальность, будет не только не отменена, но и модернизирована для повышения эффективности.

Причем, кулуары Кэмп-Дэвида, напомню, включали в себя не только договоренности о новых оружейных контрактах. Обсуждались и вполне прикладные мероприятия — по координации деятельности разведслужб в отношении Ирана, о совместных мероприятиях в Сирии, об активизации подготовки суннитской национальной гвардии в Ираке, «антиповстанческих» подразделений в Йемене и ряд других тем. Так что, громкие заявления Эр-Рияда – не более чем пропаганда. Совместная антииранская деятельность Саудовской Аравии и США располагает более эффективными инструментами, чем королевская «ядерная бомба».

 

 

Нина Леонтьева

 

См. также

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ядерная программа Ирана

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Саудовская Аравия

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: «Исламское государство»

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: Ирак и Сирия