король Саудовской Аравии Салман Ибн Абдул-Азиз Аль-Сауд (справа) и эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Аль-Джабер Ас-СабахФОТО: король Саудовской Аравии Салман Ибн Абдул-Азиз Аль-Сауд (справа) и эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Аль-Джабер Ас-Сабах: www.reuters.com.

Опубликовано: Notum.info (Челябинск). 15.07.2015.

Игорь Панкратенко

Война в Йемене поставила Саудовскую Аравию в итоге в крайне неудобное положение и вскрыла еще больше проблем внутри самого Королевства. Почему Дом Саудитов «трясет»? Почему Королевство вступило в полосу кризиса? Насколько серьезен сепаратизм в КСА, и какой удар саудитам нанесли йеменцы? Продолжаем большой экскурс в политику Ближнего Востока с шеф-редактором журнала «Современный Иран», кандидатом исторических наук Игорем Панкратенко, который также разъяснит и прокомментирует произошедший вчера в Вене «исторический, переломный момент» подписания итогового Соглашения по ядерной программе Ирана и его будущности.

Часть вторая: Саудовская Аравия   (Часть первую читайте здесь)

— Игорь Николаевич, прежде, чем продолжить тему о политике саудитов, можно попросить Вас дать экспертные комментарии относительно вчерашнего исторического дня в Вене. Иран и группа «5+1» заключили итоговое Соглашение по иранской ядерной программе. Что дальше? Как стороны согласовали все сложные спорные пункты?

— Если говорить по существу, то да, итоговое Соглашение по иранской ядерной программе заключено всеми сторонами. Оно представляет собой 100-страничный документ: договор и пять приложений к нему. Вкратце главные пункты сводятся к следующему: Иран снижает количество центрифуг для обогащения урана с 18 до 6 тысяч, из общего количества обогащенного урана у Ирана остается 4% от наработанного за всегоды объема (96 % должны быть либо утилизированы, либо вывезены из страны), реактор на тяжелой воде в Араке должен быть переоборудован таким образом, чтобы на нем невозможно было производство плутония; Иран берет на себя обязательство обеспечить международным инспекциям доступ на любые объекты, в том числе и военные, связанные с ядерными исследованиям,однако может оспорить выбор того или иного объекта (правда, окончательное решение об этом выносит комиссия международных наблюдателей). МАГАТЭ должно подтвердить, что Иран выполняет взятые на себя в рамках Соглашения обязательства, и только после этого СБ ООН, США и Евросоюз начнут поэтапную отмену санкций. Плюс там введен отдельный механизм разрешения конфликтов и обратимость санкций через специальную конфликтную комиссию и, если потребуется, через СБ ООН. Также сохранятся ограничения на поставку в Иран обычных вооружений еще на пять лет и запрет на продажу в Тегеран ракетные технологии еще на восемь лет.

— Есть подвох?

— Я бы сказал, что к Соглашению очень много вопросов. Например, одномоментного снятия санкций, на чем так настаивал все эти годы Тегеран, не произойдет. Даже при самом оптимистичном развитии событий – если Соглашение получит одобрение в Конгрессе США, иранском Меджлисе и пройдет аппаратные процедуры в ООН – тот же доступ к своим замороженным активам иранцы смогут получить не раньше, чем к концу нынешнего года. Еще больше времени уйдет на принятие решений американского президента и руководства Евросоюза о снятии тех или иных санкций, отмене нефтяного эмбарго и банковских ограничений. Напомним, что все это будет происходить по результатам инспекционных проверок и выводов МАГАТЭ, в пристрастности и необъективности которых в отношении Ирана мир за прошедшие годы имел неоднократную возможность убедиться.

Предстоит большая и долгая работа СБ ООН для реализации положений Соглашения — нужно принять как минимум шесть резолюций по каждому из аспектов введенных против Ирана международных ограничений. Все это, разумеется, будет сопряжено со своими длительными сроками, новыми атаками противников Ирана и тому подобное. Я бы сказал, что финал переговоров в Вене стал завершением определенного этапа борьбы за то, что некий компромиссный документ, дающий надежду на урегулирования вопроса о ядерной программе Ирана, международного признания права Тегерана на мирный атом и связанных с этим обстоятельств все-таки будет согласован и подписан. Но сейчас начинается новый этап борьбы — борьбы за его реализацию…

— Ясно. Спасибо за комментарии. Если позволите, теперь вернемся к нашей основной на сегодня теме и поговорим о делах в Королевстве Саудовской Аравии (КСА). Насколько внутриполитическая архитектура монархии сейчас устойчива?

— Саудовская Аравия, как и другие монархии Залива, вступила в полосу кризиса. Причем, негативные явления в социальной сфере накапливались долгие годы. На определенном этапе их удавалось гасить щедрой раздачей социальных пособий, так называемого макрамата, но сегодня правящему дому Саудов ясно, что этого уже недостаточно, поскольку внутренние проблемы носят структурный характер.

Начнем с того, что одной из главных проблем является демография. Если в 1950 году на Аравийском полуострове жили 8 миллионов человек, то к 2007 эта цифра достигла 58 миллионов, а самые осторожные прогнозы на 2030 год предполагают увеличение населения до 75 миллионов. По состоянию на 2008 год примерно 70% населения здесь – люди моложе 30 лет; примерно треть из них — младше 15. Сегодня реальная безработица в Саудовской Аравии превышает 15%, а среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет она составляет 35%, хотя официальная статистика существенно занижает цифры. Чувствуя себя обездоленной и лишенной перспектив, эта часть населения представляет готовую социальную базу для протестных выступлений, и не суть важно – под чьими знаменами, ислама или борьбы с коррупцией, лишь бы «восстановить справедливость».

Далее. Несмотря на все усилия правительства, не удается сократить количество иностранцев, занятых во всех сферах экономике монархии. И ладно еще если бы речь шла о рабочих, занятых низкоквалифицированным трудом, но ведь приток иностранных трудовых мигрантов с середины 70-х годов прошлого века привел к тому, что им удалось занять большинство мест в сфере образования, здравоохранения, инженерно-технологическом и финансовом консалтинге, инжиниринге, менеджменте, организации производства, индустрии информационных технологий, военно-технической сфере. «Местных» эти сферы раньше не привлекали в силу их низкой квалификации, недостаточного образовательного уровня, да и просто в силу особенностей менталитета. Сейчас ситуация изменилась, и «местные» все активнее стали требовать от правительств своих стран принятия мер по снижению непропорционально высокой доли иностранцев в общей численности рабочей силы.

Еще одна острая проблема – отсутствие «социальных лифтов». Правящая элита – это тесный и замкнутый круг близких и дальних родственников. Попасть в него со стороны невозможно. И именно этот круг получает львиную долю нефтедолларов. То, как он их потребляет – составляет одну из причин социального протеста, в котором причудливо сплетается недовольство «ревнителей традиций» из религиозных кругов и «новых арабов» из числа саудовского «среднего класса».

Скупка саудовскими принцами западных гигантов вроде «Меррил Линч», «Сити-Банк», части «Эппл» ничего не дают местной буржуазии, ибо дивиденды от этих приобретений проходят мимо нее. Неудивительно, что именно из этой среды выдвигаются лозунги о дикой коррупции царствующей династии: на деле это означает требование допустить буржуазию к распределению нефтедолларов и прочих дивидендов.

Ну а «традиционалисты» усматривают во всем этом покушение на основы Ислама, в чем, кстати, есть определенный резон: впитав в себя западную модель потребления и образа жизни, и правящая элита, и средний класс Королевства все более скептически относятся к архаичным социальным нормам, основанным на шариате.

— В нашем предыдущем интервью Вы говорили о том, что в КСА «сейчас идет лихорадочное реформирование всей структуры». В чем оно заключается?

— До недавнего времени вся социальная политика династии сводилась к трем пунктам: прямой раздаче денег, созданию рабочих мест в уже и так предельно раздутом государственном секторе (только в МВД начали создавать еще 60 тысяч вакансий для «местных») и повышению зарплат и пособий для коренного населения.

На краткосрочную перспективу – вполне могло сойти, но в перспективе среднесрочной, когда проблемы не решаются, а «заливаются» деньгами — грозит еще более серьезными социальными конфликтами. Тем более, что ведь и денег-то может не хватить из-за снижения цен на нефть.

Поэтому после воцарения Салмана началась широкая программа реформ. Прежде всего, используя накопленные золотовалютные резервы планируется запустить широкую программу диверсификации экономики, создания новых рабочих мест. И — постепенное реформирование наиболее одиозных сторон жизни, вызывающих критику «патрона» — Вашингтона.

Одновременно с этим идет реформирование государственных структур, в первую очередь – силовых. О масштабах происходящих в Королевстве перемен свидетельствует хотя бы такой факт – за первые сто дней своего правления король Салман подписал около 50 указов, касающихся реформ во всех сферах жизни Королевства. То есть – правящая династия адекватно осознает угрозы и вызовы, стоящие перед ней и активно работает над их устранением. Скажу больше. По моему глубокому убеждению, главная задача нынешнего короля Салмана – обеспечить передачу власти новому поколению руководителей, в числе которых наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Наиф и его заместитель — наследный принц Мохаммед бин Салман. Именно они, 55-летний глава МВД и 30-летний министр обороны – люди, которые будут определять новый облик Королевства.

— Начав военную интервенцию в Йемен, саудиты получили очаг нестабильности прямо у себя под боком.  Насколько серьезны попытки сепаратизма в провинции Наджран, которая объявила о независимости от Эр-Рияда и из-за которой Королевство в свое время вело борьбу с Йеменом?

— Сразу хочу заметить, что этот очаг нестабильности возник задолго до интервенции в Йемен, практически с момента возникновения Королевства в 30-х годах прошлого столетия. И с того времени провинция Наджран, где проживают мусталиты — шииты-исмаилиты племени Бану Ям, ареал обитания которых включает в себя и часть йеменской территории, является головной болью Эр-Рияда.

Хотел бы заметить, что провинция эта занимает особое положение в административной структуре Королевства. В 1934 году король-основатель Абдель Азиз заключил с мусталитами Бану Ям особое соглашение, в котором закреплялось положение о свободе вероисповедания для исмаилитского населения.

Однако, салафитские улемы из Эр-Рияда постоянно занимаются в провинции прозелитизмом, используя для этого все возможные формы воздействия, в том числе – и административный ресурс. Тут еще один момент – некоторые аспекты учения исмаилитов и их религиозной практики с точки зрения салафитов классифицируются как колдовство (сихр) и занятие оккультизмом (ширк), что в Королевстве является уголовно наказуемым деянием. Вот вам и повод для репрессий против исмаилитов, и готовая почва для их ответного протеста.

Кроме того, при старом короле и занимавшем тогда пост губернатора провинции Мишале бин Сауде начала активно проводиться в жизнь негласная программа по натурализации йеменских суннитских племен из мухафазы Хадрамаут, которых селили на землях Бану Ям. Власти при этом предоставляли переселенцам серьезные финансовые дотации, позволяли носить оружие и не вмешивались в столкновения новоприбывших с коренным населением из числа исмаилитов.

Ну и кроме того, Наджран – провинция дотационная, со всеми проистекающими из этого проблемами, коррупцией назначаемых Эр-Риядом чиновников, нецелевым расходом бюджетных средств и прочими проблемами, повышающими градус социального напряжения.

Вместе с тем, я достаточно скептически отношусь к перспективам сепаратизма в провинции. После беспорядков в апреле 2000 года, после смены губернатора в марте 2009 – правящей династии в принципе удалось переломить ситуацию и снизить градус напряженности. Естественно, не до конца, но механизм «кнута и пряника» в отношении мусталитов в провинции Эр-Рияд выработал. Ну и кроме того, ни верхушка Бану Ям, ни лидеры исмаилитов не спешат с поддержкой радикальных идей сепаратистов из движения «Ахрар ан-Наджран» и их лидера Абу Бакра Абу Ахмеда ас-Салами.

— Экс-посол ИРИ в России, ныне советник высшего Совета национальной безопасности Ирана господин Махмуд Реза Саджади в своей публикации говорит о том, что «политический крах дома саудитов уже наступает», приводя в пример взлом йеменскими службами 500 000 секретных документов, принадлежащих МИДу и разведывательным службам Саудовской Аравии с их дальнейшей публикацией на WikiLeaks. Насколько это серьезный  удар  по КСА?

— Если быть точным, мой хороший друг, в ряде вопросов – наставник, один из выдающихся политиков Ирана господин Саджади говорил в своей публикации о том, что «данные документы – политическая катастрофа для режима Аль-Саудов, претендующего на звание лидера исламского мира». И действительно, удар по престижу правящей династии получился достаточно сильный, действительно, определенные изменения в Эр-Рияде после этого произошли и происходят. Здесь он оказался совершенно прав.

Но из этого совершенно не следует, что столь модная нынче в русскоязычном «экспертном сообществе» версия о «скором крахе дома Саудов» и «развале Королевства», которую ряд авторов проталкивают с маниакальным упорством, станет реальностью. Сторонники этой версии выдают желаемое за действительное. С одной стороны – это их право, но с другой – свидетельство того, что они слабо владеют реалиями и страны, и Аравии в целом. У правящей династии очень серьезный запас прочности и внутри, и за счет внешних гарантий. Она вполне адекватно и гибко сегодня реагирует на угрозы и вызовы, корректирует свою политику буквально на ходу, работает над ошибками предыдущего правления. Словом, слухи о ее скором крахе достаточно преувеличены.

 

Нина Леонтьева

 

См. также

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ядерная программа Ирана

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Саудовская Аравия

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: «Исламское государство»

Игорь Панкратенко. «Легенды и мифы» Большого Ближнего Востока. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: Ирак и Сирия