Су-57 вряд ли нуждается в припискахФОТО: commons.wikimedia.org

Олек Пономаренко

Прошу не удивляться, что, несмотря на название заметки, ниже фотография американского истребителя F-22 Raptor с открытыми внутренними отсеками вооружения.

В издании «Независимое военное обозрение» 9 августа 2019 г. вышла статья «Су-57: количество и качество. Сколько истребителей пятого поколения необходимо российским ВКС» военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина.

Несколькими днями ранее, 6 августа, данный материал был также опубликован на сайте ТАСС. Но я специально указываю на публикацию в тематическом издании, специализирующемся на военной тематике.

В целом статья представляет собой, используя формулировку из нее же, «перечисление преимуществ и достоинств нашего многофункционального истребителя пятого поколения».

Хотелось бы обратить внимание на следующий фрагмент статьи, который, на мой взгляд, обязательно сразу же вызвал вопросы у людей, интересующихся боевой авиацией, не говоря уже о причастных к ней.

Вот цитата: «Еще один момент – скорость самолета. У Су‑57 она 2,45 маха, в бесфорсажном полете – 2 маха. Это 2600 км/час. У F‑22‑2 – 25 маха (2410 км/час), крейсерская – 1,82 маха (1982 км/час). Правда, боеприпасов «американец» может брать на борт на 370 кг больше, чем наш Су‑57. Он – 10 370 кг, наш – 10 000 кг. Но опять же у «двадцать второго» все ракеты и бомбы размещены на подвесках, у «Сухого» часть из них может находиться внутри фюзеляжа, что повышает его скрытность для радаров противника». (В статье на сайте ТАСС «максималка» F-22 указана как «2,25 маха», так что в «НВО» допущена опечатка при указании значения «25 маха»).

Второе утверждение  о том, что у «двадцать второго» все ракеты и бомбы размещены на подвесках, не соответствует действительности. Именно об этом одно из многочисленных фото. Желающие оценить длину основных отсеков, чтобы не искать точные данные, могут учесть, что длина истребителя составляет 18,80 м (данные производителя — Lockheed Martin). Базовая информация ВВС США о самолете содержит указание, что вооружение составляет 20-мм M61A2 Vulcan и до восьми ракет «воздух-воздух», размещаемых во внутренних отсеках. При этом бомбовая нагрузка указана как до 2000 фунтов – две 1000-фунтовые или восемь 250-фунтовых управляемых авиационных бомб. Даже если мы не видим указания на то, что оружие класса «воздух-поверхность» также размещается во внутренних отсеках, то логично предположить и без ссылок на «стелс», что столь незначительная бомбовая нагрузка для самолета размерности F-15 (конкурент/вероятный противник Су-27, на сравнение с которым ориентировались при разработке «сушки») и с двигателями с максимальной тягой 15,8 тн каждый (точные данные Lockheed Martin – 15876 кг, но это  расчет от первичной цифры в 35000 фунтов; указываю в тн и кг как в оригинале) может быть обусловлена только ограниченным пространством внутренних отсеков вооружения.

Первое заявление в цитате о скорости требует уточнения, так как может быть воспринято читателями как то, что у Су-57 крейсерская скорость в бесфорсажном режиме работы двигателей 2600 км/ч, так как перед этой цифрой указано «…в бесфорсажном полете – 2 маха. Это 2600 км/час.». Если уж для F-22 указана и та, и другая величины, то надо честно указать для Су-57 соответствующую скорость в 2178 км/ч против 1982 км/ч у F-22. Таким образом, цифры оказываются сопоставимыми, по крайней мере – не столько различающимися, а вопросы ценности такого сравнения, насколько они показательны, как и некоторые другие оставляем в стороне. Кстати, наибольшие значения скоростей в цитируемой статье  – это максимальные скорости, а не практически используемые серийными машинами. Не следует забывать, что эксплуатационные ограничения меньше достигнутых максимальных скоростей. В источнике, который я цитировал в части вооружения F-22, такая скорость указана как «свыше 1500 миль/ч», то есть свыше 2410 км/ч, которые как раз указаны в статье. Понятно, что может быть и не намного «свыше», но все же.

Не мешало бы также отметить, сравнивая эти истребители, что прототип YF-22 совершил  первый полет в 1990 г., а F-22 – в 1997 г. Разница во времени весьма значительная.

В октябре 2018 г. я комментировал для Федерального агентства новостей негативную оценку отдельного издания из числа западных СМИ относительно Су-57, указав, что «Су-57 — довольно удачный и интересный истребитель, на мой взгляд… у самолета чрезвычайно интересная компоновочная схема и отличные пилотажные характеристики. … В качестве носителя, аэродинамической платформы Су-57 сейчас находится на вершине мировой авиатехники. Это самая интересная машина, имеющаяся в мире сегодня».

Остаюсь при этом мнении в надежде на успешную доводку и дальнейшую эволюцию Су-57, по аналогии с Су-27 и его последователями, но существенные неточности при сравнении с лучшими мировыми образцами, завышение достоинств своей техники не имеют практической ценности – характеристики конкурирующей техники от этого не изменятся. Нам и так есть, чем гордиться.