Яков Шустов
Направление движения общественной мысли более всего напоминает работу маятника. Вчерашняя правда, оказывается сегодняшней ложью. И наоборот: вчерашняя интеллектуальная мода оказывается дурным тоном, а позавчерашняя – классикой. И в перестройку, и в последующие годы было ясно, что всеобъемлющее увлечение либерализмом рано или поздно пройдет, и с окончанием либерального цикла наступит время эры консерватизма. Вопрос вызывала только форма, в которой консерватизм утвердится в умах наших сограждан.
«Изм» без «измов»
В отличие от других «измов», консерватизм подчеркнуто неидеологичен. Сами консерваторы при определении своих мировоззренческих позиций предпочитают такие истолкования, как «консервативный темперамент», «умонастроение, а не идеология», «система принципов», отмежевываясь тем самым от теоретических спекуляций вокруг идеологии. Поэтому в отличие от либералов, которым сплоченность под «либерте, эгалитэ» несет не только общность мысли, но и общность материальной выгоды, российские консерваторы не склонны объединятся в «большие батальоны», которые, если верить Наполеону Бонапарту, всегда правы.
Но «один в поле не воин». Хотя сейчас декларировать себя консерватором общепринято, массового консервативного движения нет. Получается, что консерваторы не могут объединиться не потому, что их слишком мало, а потому что их слишком много. Спектр приверженцев консерватизма чрезвычайно широк – от православных монархистов и евразийцев до национально ориентированного крыла КПРФ и либерал-охранителей.
Но поскольку правых идеология только разъединяет, то удобней всего объединяться, как оказалось на профессиональной основе. Попытки такого объединения предпринимались и ранее – в 2003-2005 годах. Это были Консервативный пресс-клуб, Консервативное совещание, Русская доктрина (Сергиевский проект).
Не млад и не лев
Лига консервативной журналистики (ЛКЖ) была основана в 2006 году людьми, которых назвали младоконсерваторами. Этот термин заранее не отвечал сути процесса, так как ассоциировался с американскими неоконсерваторами. Люди, организовавшие ЛКЖ, хотели видеть русскую консервативную идею свободной от клинических наслоений, ностальгии по идеологическим догмам прошедшего, диктата ретроманьяков как правого, так и левого толка.
Вскоре после образования ЛКЖ наши политические классификаторы кроме довеска «младо» попытались определить новое сообщество как левоконсервативное. Но не надо искать левизну в любом отступлении от оголтелой веры в рынок.
«Русские консерваторы не стремятся к социальному и экономическому равенству всех членов общества. Они видят своей целью общенациональное согласие, в условиях которого экономическая и политическая элита берет на себя наиболее тяжелые, сложные и ответственные функции, находясь в религиозно-культурном единстве со всеми слоями народа, и регулярно пополняется выходцами из «низов»». Чтобы увидеть в этих строках марксизм, нужно очень хотеть его увидеть.
Русское как эгрегор
Цель Лиги, как она видится ее участникам, ведение войны в информационном пространстве. Если кого-то коробит слово «война», то пусть вспомнит конец 1980-х и 1990-е годы, когда деятельность либералов в СМИ напоминала вакханалию безнаказанного агрессора. И целью этой деятельности было, чтобы само прилагательное «русский» вызывало брезгливый смех.
Консерватизм, объединяющий членов ЛКЖ, отличается радикальным образом от западного консерватизма его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Для Лиги приоритетными являются религиозные, нравственные, бытовые, культурные и социально-политические устои. «Русская история, русская культура и русский язык признаются среди русских консерваторов величайшими ценностями страны. Их искажение, их фальсификация, их умаление на общественной арене или комментирование их в сугубо негативном ключе приравниваются к предательству собственной семьи». Эти строки из Грамоты корпоративной солидарности Лиги звучат, как армейская присяга.
Конечно, в жизни все прозаичнее, но не афишируемая ежедневная работа Лиги приносит свои плоды. Как сказал нынешний председатель Координационного совета Лиги писатель, журналист, критик Дмитрий Володихин: «Наши перспективы просты: члены Лиги входят в состав разнообразных редакционных советов, в руководство целого ряда крупных СМИ. И мы, в большинстве случаев, люди не бедные. Договорившись между собой, приняв общее решение двинуть какой-то концепт, мы можем влиять с разных сторон, из разных центров на информационное пространство. Чем и занимаемся. Просто в таких случаях ЛКЖ никогда не сообщает всему миру: мы начали информационную кампанию такую-то. Нас больше интересует результат, чем автопиар. Мы неплохо выглядим и по отдельности. А потому добиваемся не коллективной известности, а информационных результатов».
Характерная привычка общественных организаций – искать себе для возглавления харизматического лидера – в ЛКЖ отсутствует. «Не общество — для элиты, но элита — для общества», — один из основополагающих принципов Лиги.
Разделенные политтехнологией
Кроме невидимого миру труда по санации информационного пространства, Лига проводит конференции, круглые столы, ежегодные награждения премиями. Премия Лиги «Русский Марш» включает в себя следующие номинации: имени Солоневича, имени Нестора-летописца, имени иеромонаха Тимофея, имени философа Хомякова, имени критика Страхова. Причем награждения не носят характер междусобойчика. Премий удостаиваются люди самых разных взглядов, лишь бы душой болели за Россию, и деятельность их была во благо. Собственно по такому же признаку и производится прием в члены ЛКЖ.
Вот тут-то и таится больное место Лиги, манифест которой определяет консерватизм как «идеологию, нацеленную на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития». Согласитесь, такая формулировка при всей своей универсальности, достаточно расплывчата. Члены Лиги – не жители волшебного острова Лапута, витающие в облаках. Их активная жизненная позиция подразумевает обязательное участие в политической и общественной жизни.
«Наша основная проблема – неверно понятая «учесть мундира». Некоторые члены ЛКЖ входят в состав крупных политологических и политтехнологических центров, в том числе и таких, между которыми идет соперничество. И кому-то бывает порой трудно подняться над ведомственными интересами и работать ради интересов независимого интеллектуального сообщества», — говорит Дмитрий Володихин.
Тут уместно вспомнить фразу из Манифеста Лиги: «Если лица, «власть предержащие», не могут или не захотят должным образом исполнять свой долг перед русской цивилизацией — они, с точки зрения русских политических консерваторов, утрачивают необходимое условие своей легитимности». Разумеется под «власть предержащими», понимаются не только напрямую состоящие во властных структурах.
Тимуровцы информационного поля
С этой постоянной оглядкой на высшую цель («Не нам, не нам, а имени Твоему»), связано и то, что за время существования Лиги ее не сотрясали внутренние разборки, столь характерные для прочих собраний творческих людей. Чем же объясняется тишь, гладь и Божья благодать, царящая на стогнах Лиги? Послушаем Дмитрия Володихина: «В самом начале существования Лиги была принята «Этическая хартия», которая требует весьма корректного отношения членов ЛКЖ друг к другу. Те, кто смог играть по правилам, составили большинство и находятся друг с другом в нормальных отношениях по сию пору. Те, кто не смог (а таких оказалось немного), вышли из состава Лиги. Бунташный элемент нужен бунташному элементу, больше никому».
Конечно, нельзя рассматривать Лигу, как безусловный и окончательный центр русского консервативного движения, ведь оно такое разное. Но многое сделано и предстоит сделать еще больше. Посмотрите, атмосфера информационного пространства не столь грязна, как несколько лет назад. Та погань, что бушевала в его центре, расползлась по «нишам». Травля армии, глумление над историей и традицией, амикошонство с бездуховность воспринимаются теперь нашим обществом как непристойность. Конечно, то, что сделано, сделано всем миром. И хвастаться не только рано, но и неуместно. Пока ЛКЖ только элемент сложной гармоничной мозаики будущего Русского Мира.
Опубликовано: Русский журнал: