Долгожданен ли кыргыз?ФОТО: Сайт журнала «Оазис»: http://www.ca-oasis.info/

Опубликовано: Долгожданен ли кыргыз? Интервью с Александром Собяниным, АПС // Оазис (Ош). 2006. № 14 (34), июль.

Расширенный вариант опубликован в ЖЖ Собянина А.Д.

 

На вопросы нашего корреспондента Алмаза Калета отвечает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Москва) Александр Собянин.

— Говорят, что после андижанских событий внешняя политика России в странах ЦА поменялась. Можете, Александр Дмитриевич, уточнить, что конкретно изменилось во внешней политики РФ в ЦА?

— Политика России развернулась радикально, по некоторым позициям фактически на 180 градусов. Обратите внимание — очень напряженные и конфликтные отношения двух бедных республик Кыргызстана и Таджикистана с более богатым Узбекистаном теперь происходят без таких катастрофических последствий, как раньше. Причина простая — все три независимых государства апеллируют к России и пытаются решать свои межгосударственные проблемы в рамках ЕврАзЭС.
Что важно, именно андижанские события, а не уличные мародерства во время «тюльпановой» революции в Кыргызстане, заставили политиков в России осознать, насколько сильно зависит Россия от политической стабильности в странах бывшего СССР. Я говорю именно о политической составляющей, т.к. зависимости от социальной ситуации или общественных настроений в постсоветских странах у России нет. Не будем рассуждать, почему это очевидное соображение не доходило до политиков в России раньше. Важно, что дошло.

Одним из следствий я считаю большие и позитивные подвижки в миграционной политике. Запретительные по своей сути подходы МВД России к трудовой миграции сменились на более разумные подходы Минэкономразвития и ФСБ (как ни странно, в России спецслужбы понимают важность для экономики трудовых мигрантов). И как самое сильное за последние несколько лет решение появился Указ президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Поскольку мои партнеры из Кыргызстана и Узбекистана активно интересуются этим вопросам, хотелось бы прояснить ряд важных моментов.

Первое. Закон не говорит о соотечественниках исключительно славянских национальностей, там формулировки гораздо мягче, хотя, конечно, по факту славянам переселяться будет легче.

Второе. Речь не идет о финансовой помощи в переселении, скажем, в Москву, Санкт-Петербург или Екатеринбург. Речь идет в первую очередь о сибирских и дальневосточных регионах. Те, кто просто решит принять российское гражданство, но хотят поехать в регионы Центральной России, сделают это без проблем, но и без финансовой поддержки со стороны России. От себя хотел бы добавить то, чего не видно из Оша или Джалал-Абада. Именно в центральных регионах России и происходят обычно притеснения иммигрантов на почве национальной вражды. В Сибири и на Дальнем Востоке этого практически нет. Добавлю, что сибирские и дальневосточные региональные землячества кыргызстанцев помогают соотечественникам быстрее адаптироваться к России. А в центральных регионах — это, зачастую, лоббирование интересов отдельных кыргызов-бизнесменов или фольклорно-культурная деятельность.

Ранее Россия несколько утилитарно использовала фактор соотечественников, как фактор давления в диалоге с постсоветскими странами. А сейчас во многих регионах Сибири местные администрации не нарадуются на кыргызские землячества: и такой суеты нет с метаниями домой и обратно (киргизы, как правило, быстро стараются привести семьи к себе, принять российское гражданство), и участия в наркоторговле или иных преступлениях радикально меньше, чем у других землячеств из некоторых среднеазиатских государств.

Как мягкие именно к этническим кыргызам-мигрантам регионы я бы выделил Томскую, Новосибирскую, Иркутскую, Читинскую области, республики Якутия и Бурятия, Красноярский и Камчатские края. В Хакассии и Алтайском крае тоже хорошее отношение, но там нет денег и работы. Да не только кыргызам, но и русским кыргызстанцам на Урале и в Сибири легче адаптироваться. Только не надо ехать в Москву.

Кроме того, до 1 января 2007 года граждане четырех государств Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана имеют право на упрощенную схему принятия российского гражданства. Поэтому я бы дал совет тем, кто думает об отъезде в Россию: не спешите давать взятки милиционерам или паспортисткам, восстановите вначале контакты с прежними друзьями, кто уже уехал и адаптировался в России. Найдите друзей из россиян или друзей своих родителей и родственников. Сделайте все по закону через 3-4 месяца получите нормальный российский паспорт.

Возвращаясь к Указу Путина, хотел бы сразу сообщить, что пока никаких конкретных механизмов реализации Указа нет. Поэтому не спешите паковать чемоданы, уважаемые русские, кыргызы, узбеки, и др. Наша Ассоциация постарается через «Оазис» и Ошский ресурсный центр СМИ сразу проинформировать ошан, как только появятся механизмы реализации путинского указа: куда ехать лучше, что для этого нужно, сколько и на что именно дадут денег. По опыту работы Ассоциации с этой темой я оцениваю появление правительственных решений по Указу о соотечественниках в 4-6 месяцев. Так что есть время подготовиться.

Так что можно сказать, что Андижан был последней каплей, но изменения в российской политике гораздо глубже, и с узбекскими событиями они не связаны. Они связаны с ухудшающимися российско-американскими отношениями, а также с поворотом российского руководства от «прагматического использования» СНГ к реальной интеграции.

— На кого сегодня Кремль делает ставку в регионе?

— Военную ставку на Таджикистан и Кыргызстан, несколько меньше на Казахстан. России важно сохранить афганских таджиков в сфере партнерства, а также через кыргызов воспрепятствовать третьим странам создать военную базу в Ферганской долине.

Ставку политическую на Казахстан, это безусловно. Причем Казахстан по факту партнерства с Россией нужно выделить не из числа среднеазиатских государств, а во всем СНГ. Зачастую Казахстан вообще опережает Россию в стратегических решениях.

Помимо Казахстана экономическая ставка делается на Туркменистан и Узбекистан. Без этих двух республик желание ряда высших российских руководителей создать «газовый ОПЕК» нереализуемо.

К моему сожалению, в Кыргызстане и Таджикистане плохо поняли идущие изменения в российской политике в Средней Азии. Нурсултан Назарбаев, президент самого богатого среднеазиатского государства, гораздо легче договаривается о тесных союзнических отношениях с Россией, о крупных экономических проектах, чем президенты Курманбек Бакиев и Эмомали Рахмонов.