ФОТО: Собянин Александр Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала «Профи» (издатель — РОО «Русское стрелковое общество») — руководитель аналитической группы «Профи», 27 октября 2002 года, (с) журнал «Профи».
Опубликовано: Об «Оренбургском клубе» и «Третьем продвижении России в Среднюю Азию». Отчет А.Д. Собянина руководству журнала «Профи» // Профи. 08.06.2001.
О семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии», Оренбург, 5-6 июня 2001 г.
Отчет аналитической группы «Профи» (руководитель А.Д.Собянин) руководству журнала «Профи» и РОО «Русское стрелковое общество». Москва, 08.06.2001.
Содержание отчета
1. Программа семинара-ассамблеи.
2. Тезисы выступлений участников, некоторые комментарии.
3. Встречи в кулуарах.
4. Ключи для выработки пиар стратегии «Третьего продвижения в Среднюю Азию».
5. Направления работы «Профи» в рамках деятельности Оренбургского клуба.
Считаем важным отметить, что данный семинар стал первым в практике деятельности «Профи» подходом к Оренбургской области и, вследствие этого, возможны коррекции в ходе дальнейшей работы с областью.
Приложения:
1. Бегушев С.В. Аналитическая записка «Предложения по созданию «Оренбургского Клуба»».
2. Публикации СМИ о семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии».
3. Выступления участников (генерал-майор С.Г. Литвинов, С.Г. Горшенин, Ю.В. Громыко, А.Д. Собянин, Ш.М. Шукуров)
1. Программа семинара-ассамблеи «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии»
Прим.: никто заявленных в программе зарубежных участников не приехал, зато приехала из южнокиргизского города Ош старший аналитик International Crisis Group Устина Маркус / Ustina Markus, зачитавшая большой доклад — «бомбу» — о состоянии дел на киргизско-узбекской, киргизско-таджикской и таджикско-узбекской границах, характере проблем и путях из возможного разрешения. Оренбуржцы и федералы-москвичи были в полном шоке от уровня глубины владения американцами реальной ситуации в Среднеазиатских республиках.
Из незаявленных в программе участников были двое киргизстанцев, А.Д.Собянин и трое казахов (журналист и два представителя НГО) из Актюбинской области — из Астаны и Алма-Аты не было никого.
Первый день: 5 июня 2001 г.
«Новые подходы к безопасности и приграничному сотрудничеству на региональном уровне в условиях глобализации»
11.00-11.15 Открытие конференции.
Приветствие администрации Оренбургской области.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Кириенко С. В..
11.15-13.15 Презентация темы «Создание единого приграничного российско-казахского терминала: проекты и инициативы».
Участники презентации:
Миркитанов Владимир Ильич, заместитель главы администрации Оренбургской области.
Горшенин Сергей Георгиевич, заместитель начальника управления международных и внешнеэкономических связей администрации Оренбургской области.
Алексеев Олег Борисович, заместитель председателя Комиссии по пространственному развитию ПФО.
Глазычев Вячеслав Леонидович, профессор, член Комиссии по пространственному развитию ПФО.
Крупнов Ю.В., эксперт Комиссии по пространственному развитию.
13.15-14.15 Обед.
14.15-16.15 Презентация темы «Новые подходы к приграничной безопасности: кооперативная безопасность».
Участники презентации:
Чебан Валерий Всеволодович — советник Председателя комитета Государственной думы РФ по обороне.
Маняткин Евгений — советник фонда «Правопорядок-центр»;
Доктор Роберт Кеннеди (США) — директор Центра изучения проблем европейской безопасности.
Нуркамалов Фархад — советник председателя агентства по стратегическому планированию (министерство обороны Республики Казахстан).
Исмаилова Интизара — 2 секретарь департамента СНГ министерства иностранных дел РФ.
Файзиев Фарход — 1 секретарь МИД, зав отделом договорно-правового управления.
Аминов Саади — первый секретарь Управления анализа и стратегического планирования.
Гришанков Михаил Игнатьевич — депутат, заместитель председателя Комитета по безопасности.
Громыко Юрий Вячеславович — профессор, эксперт Комиссии по пространственному развитию ПФО.
16.15-16.45— кофе-брейк
16.15-16.46— Презентация книги Шукурова Ш.М., Шукурова Р.М. Центральная Азия (опыт истории духа).
16.45-18.45 Презентация темы «Стратегические горизонты и принципы взаимодействий в центральной Азии: экономический и гуманитарный аспекты».
Участники презентации:
Генисаретский Олег Игоревич — профессор, зам. директора Института человека РАН, член Комиссии по пространственному развитию ПФО.
Шукуров Шариф Мухаммадович — профессор, заведующий отделом сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН, эксперт Комиссии по пространственному развитию.
Вень Тицзюнь, профессор, заместитель секретаря китайского общества реструктурации экономической системы, главный редактор журнала «Китайская реформа»(Пекин, Китай).
Суджит Дутта, профессор, Институт изучения и анализа проблем обороны (Нью Дели, Индия).
Мохамед Явхар бин Хассан, генеральный директор института стратегических исследований, Малазия, Куала Лумпур.
профессор Мехди Санаи, руководитель культурного центра при Посольстве И.Р.Иран.
профессор Мохамад Эль-Саед Селим директор центра азиатских исследований( Гиза, Египет).
Хачатрян Хрант, депутат национальной ассамблеи республики Армения, президент союза «Конституционные права».
Громыко Юрий Вячеславович — профессор, эксперт Комиссии по пространственному развитию ПФО.
Полозкова Татьяна Викторовна — профессор Дипломатической академии, зав. сектором диаспоры.
20.00-22.00 Культурная программа: встреча с писателями и художниками г. Оренбурга.
Второй день: 6 июня 2001 г.
«Основные итоги и решения»
11.00-11.15 Открытие второго дня семинара-ассамблеи.
Капишников Петр Николаевич, главный федеральный инспектор по Оренбургской области
11.15-11.45 Доктор Роберт Кеннеди (США), директор Центра изучения проблем европейской безопасности, «Европейские подходы к кооперативной безопасности в Азии».
11.45-12.15 Профессор Вень Тицзюнь, заместитель секретаря китайского общества реструктурации экономической системы, главный редактор журнала «Китайская реформа» (Китай). «Экономические стратегии и безопасность в Азии с позиции КНР: роль России»
12.15-12.45 Профессор Суджит Дутта, Институт изучения и анализа проблем обороны (Нью Дели). «Экономические стратегии и безопасность Азии с позиции Индии: роль России»
12.45-13.15 Профессор Мохамад Эль-Саед Селим директор центра азиатских исследований (Гиза, Египет) «Инфраструктурные проекты и евразийская безопасность».
13.15-13.45 Мохамед Явхар бин Хассан, генеральный директор института стратегических исследований, Малазия, Куала Лумпур «Экономические стратегии и безопасность в Азии с позиции Малазии: роль России».
14.00-15.00 Перерыв на обед
15.00-15.20 профессор Мехди Санаи, руководитель культурного центра при Посольстве Иранской республики «Экономические стратегии и безопасность в Азии.
15.20-15.40 Геостратегии и инфраструктурные проекты: позиция Газпрома.
15.40-16.00 Нуркамалов Фархад — советник председателя агентства по стратегическому планированию (министерство обороны Республики Казахстан). «Кооперативная безопасность на региональном уровне»
16.00-16.20 Исмаилова Интизара, второй секретарь департамента СНГ министерства иностранных дел РФ. «Кооперативная безопасность на региональном уровне».
16.20-16.40 Файзиев Фарход, первый секретарь МИД, зав отделом договорно-правового управления. «Кооперативная безопасность на региональном уровне»
16.40-17.00 Аминов Саади, первый секретарь управления анализа и стратегического планирования. «Кооперативная безопасность на региональном уровне».
17.00-17.20 Гришанков Михаил Игнатьевич, депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности. «Проблемы безопасности и приграничное сотрудничество»
17.20-17.40 Хрант Хачатрян, Депутат национальной ассамблеи республики Армения, президент союза «Конституционные права» «Экономические стратегии и безопасность в Азии»
17.40-18.00 Принятие Декларации Оренбургского Клуба
19.00 Ужин
2. Тезисы выступлений участников, некоторые комментарии
Международный семинар-ассамблея «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии» был организован Комиссией Приволжского федерального округа по пространственному развитию, Представительством Президента Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу и Администрацией Оренбургской области. Семинар проходил с 10 до 18 часов 5 июня и с 11 до 14.20 часов 6 июня. У участников состоялись также экскурсия по городу, экскурсия в краеведческий музей, встречи с Союзом писателей Оренбургской области и руководством УВД (Чебан В.В. и Спанов Б.И.), а также ряд иных встреч и банкетов.
ЗОРИН Владимир Юрьевич, заместитель Полномочного Представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Открыл первое пленарное заседание, рассказав о целях и задачах, а также ходе предыдущей работы (семинар в феврале 2001 г.). Был эмоционален на теме Оренбуржья, объяснив это происхождением (учеба в средней школе в г. Бузулук Оренбургской области), на примере родного Бузулука проиллюстрировал всю сложность и непривычность проблемы «жизни на границе» для населения, которое еще 10 лет назад жило «в глубоком тылу страны». Зорин В.Ю. в дальнейшем (когда присутствовал), был старшим в президиуме семинара, а также занимал бОльшую половину времени на обоих оренбургских телеканалах, присутствовавших на семинаре. За все время проявил себя не только выдержанным ведущим семинара, но также спокойным и склонным к словесным уступкам в случае эмоционального подъема провокационных или обвинительных тем, способен улыбаться собеседнику даже в момент взвинченного эмоционального тона последнего.
ГРИГОРЬЕВ Валерий Николаевич (1941 г.р.), председатель Законодательного собрания Оренбургской области. Выступал с расширенным приветствием от лица депутатов (семинар проходил в их зале) и справкой по цифровым показателям достижений народного хозяйства региона. По проверенным данным, представляет коммунистическую группу персоналий в области (руководители — Чернышев и Никифоренко).
МИРКИТАНОВ Владимир Ильич (1939 г.р.), заместитель Главы Администрации Оренбургской области, начальник Управления международных и внешнеэкономических связей правительства области, член Комиссии по делимитации российско-казахской границы. Выступил с докладом «Развитие внешних связей Оренбургской области в условиях глобализации и приграничья». Выдержан в речи, устойчив в спорах, по проверенным данным, это объясняется тем, что Миркитанов по психологическому складу — «человек команды», и поэтому непротиворечиво перешел из группы бывшего губернатора Елагина в группу нынешнего губернатора Чернышева. Однако на данном семинаре не всегда выдерживал генеральную линию, о чем разъяснено в разделе «По непроверенным данным». Данный доклад целиком был подготовлен группой профессора Горшенина С.Г. По причине того, что Миркитанов В.И. традиционно больше владеет общеполитическими темами и меньше экономическими, он несколько отошел от подготовленного доклада, заострив внимание на своей работе в составе Комиссии по делимитации границы, и опустив в итоге блок собственно внешнеэкономических связей и потенциалу Оренбуржья в эпоху глобализации (информация проверена).
ЛИТВИНОВ Станислав Григорьевич, генерал-майор, начальник Управления Государственной Таможенной Службы по Оренбургской области. Доклад «Таможенные аспекты государственной безопасности РФ на региональном уровне». Доклад носил общетеоретический характер и не ознакомил участников семинара ни с проблемными вопросами в точках пересечения границы (не проявил разный характер проблем на сельских пунктах, на железной дороге, и в направлении крупных городов типа Оренбурга или Орска), ни с возможным появлением новых аспектов (улучшенный «Оренбургский терминал» в аэропорту готовится принимать тяжелые самолеты типа «Руслан»; расширение возможностей взлетно-посадочной полосы и расширение логистических возможностей складов частично предназначены для обеспечения деятельности международной группы нефтедобывающих компаний в Карачаганаке и на шельфе Северо-Восточного Каспия; вследствие всего этого могут серьезно измениться особенности работы Оренбургской таможни, которая пока ориентирована на областные промышленные производства и газ Оренбуржья, а не на нефть Казахстана).
БАЛЫКОВ Олег Филиппович, профессор, член Русского Географического общества. Доклад «На юго-восточном направлении России в XXI веке (взгляд из Оренбурга)». Интересный доклад в плане целостности моделей, имеет ряд недостатков: незнание реальной обстановки в районе предполагаемой железной дороги «Оренбург-Дели» (непонимание невозможности пройти Иран, Кандагар в Афганистане, Пешавар в Пакистане и выйти к Дели в ближайшие десятилетия), незнание других железнодорожных проектов (проект ККЖД в Киргизии закреплен специальным законом в качестве приоритета), ссылки на газетные источники (само по себе это хорошо, но необходимо уравновешивать и рядом теоретических работ). Считает необходимым системно преобразовать Оренбург из рядового города в «Санкт-Оренбург» (по существу, а не по названию, с ориентацией на Санкт-Петербург и Хабаровск) Юго-Восточного направления, чтобы замкнуть целостность России в месте отсутствия регионального «общероссийского» города-представителя, каковые есть на других направлениях. По уточненным данным, в случае необходимости Балыкова О.Ф. представляется возможным включить персонально в работу московско-оренбургской группы. Вопрос лишь в том, нужно ли, предыдущий проект Балыкова О.Ф. — установить в Зауральной роще (место отдыха горожан) крупными каменными идолами (не реальными половецкими, а специально высеченными, по типу острова Пасхи).
ФЕДОРОВ Олег Петрович, полковник, начальник территориального отдела Юго-Восточного регионального управления ФПС России. Доклад «Обустройство оренбургского участка российско-казахстанской границы как фактор укрепления государственной безопасности РФ на юго-восточном направлении». Офицер с хорошей дикцией и громкостью голоса быстро съехал на жалобы на отсутствие квартир (эмоциональное включение), слабое матобеспечение офицеров, отсутствие приемлемых бытовых условий для семей военнослужащих (на последних двух темах эмоционального включения не было). В процессе дискуссии на второй день работы семинара вступил в словесную перепалку с Маняткиным Е.Ю. из московской группы, патетически заявив, что в прошедший год незаконно пересекли российскую границу в Оренбургской области 4 (четыре) человека и эти цифры «реальные», на что Маняткин Е.Ю. заявил, что он в цивильном костюме, но сам бывший офицер ФПС и владеет совсем иными сведениями о количестве незаконной и нелегальной миграции.
СОБЯНИН Александр Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала «Профи». Выступил с докладом «Регионы России в Казахстане и Средней Азии: правила эффективного сотрудничества» (http://conjuncture.ru/sobianin_19-10-2001/). Доклад на экономическую тему имел странное продолжение в виде общения со Ждановым В.С. (ниже подробнее) и, второе, вопроса начальника управления маркетинга дирекции по сбыту Орско-Халиловского комбината «НОСТА» Удьярова Василия Павловича в отношении возможной координации с московской группой некоторых моментов (не озвучены) работы НОСТА в Казахстане. На последний вопрос был дан ответ, что решение о конкретной работе по отдельному направлению принимается не Собяниным А.Д., однако в случае согласия московской группы подобное сотрудничество могло бы быть взаимополезным.
ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав Леонидович, академик, член Комиссии по пространственному развитию ПФО. Доклад «Приграничное сотрудничество в аспекте пространственного развития Российской Федерации и Республики Казахстан». Граница превращается из «линии» в «цепочку мембран» в местах дорог, мостов и иных коммуникаций; приграничные молекулы — это не область, а сельские районы; граница развивает сопредельные территории, а не разделяет два правовых экономических поля; указал на изменения в направлениях финансовых потоков в соответствии с рекомендациями и решениями Минэкономразвития РФ (в конкурентном с Минэкономразвития подходе к жизнедеятельности и финансированию приграничных районов, более подробно осветить этот вопрос не хватает информации). Его неожиданно (не связано с выступлением) стал критиковать Горшенин Сергей Георгиевич, причины не вполне прояснены, возможно, имеется в виду желание Горшенина С.Г. работать в московско-оренбургской группе собственной командой, а не персональным членом Комиссии по пространственному развитию, возможные иные причины некорректной критики Глазычева В.Л. Горшениным С.Г.
РЫКОВ Павел Георгиевич, председатель ГТРК «Оренбург». Выступил с докладом «О создании единого российско-казахстанского терминала: проекты и инициативы». Казаки — субэтнос, а не социальная группа русского народа; казаков не только репрессировали весь 20 век, но и продолжают дискриминировать; следует плотно заняться иммигрантами из Азии в Оренбургской области. «Казачество» руководителя крупнейшего телеканала лишь с первого взгляда объясняется тем, что в Оренбурге традиционно белые казаки сильнее красных. По проверенным данным, Рыков П.Г., который и при губернаторе Елагине был руководителем телеканала, в то время позиционировал себя как «потомка русских дворян» (Елагин был антикоммунистом). Сейчас же, по некоторым данным, Рыков П.Г. работает в тесном контакте с реальными казачьими атаманами — Жабиным, Глуховским и другими. Важный, на наш взгляд, нюанс состоит в том, что в отличие от Миркитанова В.И. Рыков П.Г. по психологическому складу не является «человеком команды», а перетекание под нового губернатора сопровождалось изменением своей позиции, риторики, при сохранившемся «бытовом антисемитизме и резкой неприязни к таджикам, узбекам и прочим жителям Средней Азии». Возможно, реальной личной позицией Рыкова П.Г. объясняется его попытка во время длительного телеинтервью 06.06.2001 с Зориным В.Ю. уличить организаторов семинара в слабости персонального подбора участников («а зачем иностранцы здесь? Неужели вопрос безопасности, волнующий американцев на семинаре, становится актуальным в Оренбургской области?», цитаты из телеинтервью неточные, приведены здесь по смыслу). По другим данным, Рыков П.Г. не является полностью лояльным губернатору Чернышеву, — после смены руководства области остро стоял вопрос о нахождении его на посту, однако он остался благодаря поддержке федерального министра Лесина (что удачно совпало по времени с передачей рекламного отдела ГТРК «Оренбург» под контроль московской компании ВидеоИнтернешнл, которая находится, по сообщениям общероссийской прессы, под контролем министра Лесина, а оренбургское отделение ВидеоИнтернэшнл возглавляет близко знакомая с Рыковым Кузнецова Наталья).
ЖДАНОВ Владимир Степанович, директор Оренбургского Центра прогнозно-аналитических исследований и экспертных оценок критических ситуаций. Подошел к Собянину А.Д. в перерыве между 2 и 3 пленарными заседаниями первого дня и попросил полный текст доклада. В перерыве между 3 и 4 заседаниями подошел еще раз со следующими вопросами со ссылкой на «руководство обладминистрации» и некоего оренбургского «интеллектуального сообщества»: в каком родстве с Собяниным С.С. состоит Собянин А.Д. (цитаты: «мы сразу определили узнаваемую фамильную внешность» и «правильно поняли комплименты в докладе в адрес губернатора Росселя»); почему москвичи свою модель развития Оренбургской области продвигают единственно верной и безальтернативной. На первый вопрос был дан ответ, что «Собяниных в России 4-5 тысяч человек, все из севера Пермской и севера Свердловской областей, все обрусевшие и принявшие православие в 18-19 веках коми и мордва, с Собяниным Сергеем Семеновичем Собянин А.Д. возможно встречался на московских мероприятиях, однако в родстве наверняка не состоит». По второму вопросу был дан ответ, что модели оренбургских аналитиков не менее интересные, но их продвижение требует сторонней объективной критики и анализа, что можно делать в рамках рабочих групп семинара. Далее Жданов В.С. заявил, что у него лично украли идеологическую разработку (цитата: «моя личная разработка») для «партии власти ПРЕС и движения «Наш дом — Россия» (цитата: «и меня отодвинули в сторону, получив популярность среди российского электората на моих идеях»). Далее Жданов В.С. сообщил, что Комиссия по пространственному развитию ПФО «придерживается модельного подхода Генисаретского О.И. и не желает видеть сильных оренбургских аналитиков». На следующий день Жданов В.С. принес свою визитку и некий текст программного документа ПРЕС, сообщил, что он «работает в контакте с двумя сотрудниками Администрации Президента РФ» (к сожалению, диктофона не было, а дикция не позволила запомнить две названных фамилии)» и что «доклад группы Собянина мною, Ждановым В.С., будет передан в АП РФ как свидетельство сторонней оценки высокого интеллектуального потенциала оренбургских групп группой Собянина А.Д., который пытаются замолчать члены Комиссии по пространственному развитию ПФО» (!??? Оренбуржец явно пытался стравить востоковедов с методологами). Далее было сообщено, что запрошенные в предыдущий день Собяниным А.Д. образцы статей или иных работ Жданова В.С. переданы для ознакомления быть не могут, так как в ЦСИ ПФО Жданов пользуется хорошей репутацией у Щедровицкого Петра Георгиевича, а поэтому «ни рекламы, ни оценок Собянина А.Д. ему не требуется» по причине прямых контактов с руководством ЦСИ ПФО. Однако по окончании работы семинара в 14.20 Жданов В.С. забрал и визитку, и ксерокс текста партии ПРЕС, отдав их Алексееву Олегу Борисовичу. В целом осталось странное ощущение непонимания поведения и целеполагания Жданова В.С.
ЧЕБАН Валерий Всеволодович, генерал-майор, советник председателя Комитета Госдумы РФ по обороне и безопасности (генерала армии Николаева А.И.). Доклад «Геополитические и региональные проблемы обеспечения безопасности государственной границы». Незадействован евразийский потенциал сотрудничества с государствами Средней Азии, необходимо осознание новых геополитических (осталась одна мировая держава) и геоэкономических (растущие гиганты Китая и Индии) реалий; не осознана необходимость создания ядерного противовеса американской мощи помимо имеющегося российского (Иран является не до конца привлеченным стратегическим партнером); Россия может и должна неконфликтно восстанавливать свою сферу влияния. Речь Чебана В.В. краткая, с четкими и ясными формулировками, интонационный строй речи ровный, но при этом достаточно доброжелательный к аудитории.
МАНЯТКИН Евгений Юрьевич, эксперт фонда «Правопорядок-Центр», родом (и корнями) из Костромской области (для него это важно). Доклад «Пограничная безопасность южных границ России в свете теории кооперативной безопасности». Пограничную безопасность обеспечивают органы федеральной власти…», «О каком распределении полномочий между регионами и центром можно говорить в свете такого подхода? Да ни о каком!»; «государственные и общественные интересы России совпадают с межгосударственными интересами и целями стран СНГ, именно на этом основана идея кооперативной безопасности»; необходимо повышать мораль населения не только приграничных районов, но общества в целом. Маняткин Е.В. первым (далее это стало нормой) озвучил достаточно эмоционально обиду на неучастие в семинаре в Оренбурге представителей Казахстана (были лишь казахские представители негосударственных учреждений из Актюбинска и киргизские представители негосударственных структур Бишкека). Устойчив в речи и мимике, тщательно подбирает слова и формулирует мысли, оригинальных идей не приводит, однако по тому, что приводит, серьезных комментариев или замечаний нет. Несколько стеснителен в личном общении в случаях обсуждения общетеоретических вопросов, однако четко демонстрирует себя «человеком московской команды», особая черта — очень располагающая улыбка (производит впечатление не дежурной, а искренней улыбки, что было видно по его многим контактам в кулуарах семинара).
СПАНОВ Бекжан Исаевич, начальник отдела по координации расследований с зарубежными странами МВД РФ. Перерыв в записях. Далее: «прибыл для лоббирования и генерирования идей» для нашего руководства МВД по сотрудничеству с министерствами внутренних дел среднеазиатских государств. Офицер в кулуарах семинара продемонстрировал свою расположенность к сотрудничеству не только с казахскими или киргизскими, но и более сложными в контакте узбекскими и таджикскими коллегами. Приветствует обилие женщин на руководящих постах УВД Оренбургской области «по причине бОльшей служебной дисциплины среди сотрудников при начальнике-женщине», считает необходимым выводить местные управления (включая районные и крупные городские) из-под влияния (не из-под подчинения, а из неформального влияния) местных территориальных руководителей для лучшего качества работы органов МВД. Считает, что только лишь на договоренностях и подписанных соглашениях, без достижения постоянного рабочего контакта сотрудников МВД России и среднеазиатских государств не добиться реального единого правового пространства.
ГРОМЫКО Юрий Вячеславович, профессор, эксперт Комиссии по пространственному развитию ПФО. Доклад «Оренбуржье — ключ центрально-азиатской политики России». Первое выступление на семинаре на тему создания «Оренбургского Клуба». Сознание человека, живущего на государственной границе традиционно «оборонное», но может быть преобразовано в «устойчивое»; астероидные группы, отрывающиеся от великого лимитотрофа нестабильной зоны государственных новообразований Евразии, требуют особого внимания, поскольку оседают они на территории России; момент осознания своей страновой идентичности лицом, живущим на границе должен приводить к тому, что житель границы сам начинает обеспечивать и поддерживать определенный набор инфраструктур. Следует отметить, что Громыко Ю.В. был единственным среди старших лиц московской группы, к кому не обращались претензии, обиды и провокативные вопросы оренбуржцев (которые адресовались к Зорину В.Ю., Шукурову Ш.М., Генисаретскому О.И., Алексееву О.Б., Калишникову П.Н.), чем такое хорошее восприятие со стороны местных объясняется, не хватает информации для предположений. Необходимо в Москве познакомиться с Ю.В.Громыко поближе.
ГЛУХОВСКИЙ Владимир Ильич, атаман Оренбургского казачьего войска. Пробел в записях. Какие-то нюансы взаимоотношений разных групп казаков с местными силовиками, чиновниками и патриотическими организациями.
КУТУЗОВ Михаил Александрович, товарищ атамана Уссурийского казачьего войска, декан факультета политологии Приморского университета (Владивосток). Более правильное представление отношения государства к жителям границы продемонстрировано китайцами, которые хотят поселения «постоянного населения на границе для того, чтобы были достаточные группы людей, имеющих опыт межпоколенной преемственности жизни рядом с другими культурными группами» (т.е. смотрят не на 2-3 года, и даже не на 10-15 лет, а на несколько десятилетий в отношении судьбы государственной границы). Возрождение казачества: кто понимает, что это означает: сословие, социальную общность, образ жизни, профессию, государеву службу? Чего возрождать? Другие казачьи войска, куда входили и входят не только русские и христиане, но и другие этнические и конфессиональные группы, не являются клонами-дублями Донского войска, как это представляется многим историкам и даже самим казакам. Необходимо использовать исторический опыт Оренбургского казачьего войска, которое традиционно было самым образованным среди других казачьих войск. В продолжение выступления Кутузова М.А. Собяниным А.Д. был задан вопрос Громыко Ю.В., не может ли казачий опыт быть задействован для адаптации к российскому правовому полю и культурной ассимиляции астероидных групп-изолятов, отрывающихся от великого лимитотрофа нестабильности. Громыко Ю.В. дал развернутый ответ, к сожалению, здесь также пробел в записях. В кулуарах Кутузов М.А. разворачивал логическое обоснование необходимости соединить движение России на юг из Оренбурга и Дальнего Востока для достижения сложения векторов деятельности общественных структур и государственных институтов в качестве реального базиса достижения безопасности на границе с растущим китайским государством.
ВОСТРИКОВ Николай Иванович (1929 г.р.), президент (ректор) Оренбургского аграрного университета. Пробел в записях. По проверенным данным, по причине личных предпочтений Вострикова Н.И. в Аграрном университете сильные этнологические, политологические, социальные направления. Как бы там ни было, среди образовательных учреждений области Аграрный университет обладает наиболее сильным (равным или сопоставимым с Оренбургским университетом) гуманитарным потенциалом.
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич, член Комиссии по пространственному развитию ПФО. Ренты на географическое пограничье не будет, как бы на то ни рассчитывал кто бы там ни было (здесь упомянуто в качестве обоснования некое решение Минэкономразвития РФ на период до 2010 года). Следует перестать плакаться и жаловаться, требовать и ожидать денег из федерального центра, а начать использовать повседневную деятельность общефедеральных структур, расположенных на территории района или области, как очевидную возможность для развития инфраструктуры района. Для очередного освоения ранее освоенной Россией Средней Азии не видно культурологического обоснования (нет сословий, нет религиозного освоения, не видно теоретического обоснования). Следует отметить, что аудиторией выступление Генисаретского воспринималось очень внимательно, как некий ориентир.
ШУКУРОВ Шариф Мухаммадович, профессор ИВ РАН, эксперт Комиссии по пространственному развитию ПФО. Режим транспарентности границы чрезвычайно важен для функциональной деятельности территории, однако в случае некоторых нежелательных процессов он может перейти в закрытый глухой режим (прозрачное стекло может перейти в линзу, или стать полностью непрозрачным, как это бывало в историческое время в Средней Азии). Содержание доклада тезисно отражает книгу Шукурова Ш.М. и Шукурова Р.М. «Центральная Азия: опыт истории духа» (Оренбург, 2001, книга является одним из первых результатов работы Комиссии по пространственному развитию ПФО). В перерыве между пленарными заседаниями второго дня семинара востоковед Шукуров Ш.М. подошел к востоковеду Собянину А.Д. с вопросом о потенциальном интересе к деятельности в рамках исследовательского востоковедного центра (или института, или университета с сильным востоковедным уклоном) в Оренбурге в случае, если когда-нибудь большой проект международного Оренбургского Клуба получит свое воплощение и развитие. Данное предложение, по словам Шукурова Ш.М., согласовано с Алексеевым О.Б. Был дан ответ, что «Профи» работает лишь в составе группы и под началом конкретного лица в ЦСИ ПФО, однако в случае, если с этим лицом будет достигнуто согласие, «Профи» мог бы сотрудничать в плане персональной проработки в московских и петербургских востоковедных центрах и по другим вопросам в Оренбурге. Само же предложение усилить потенциал востоковедной команды Ш.М.Шукурова было принято с большой благодарностью, и разговоров о возможных путях быстрого становления востоковедного центра в Оренбурге было немало.
КАРАКЕЕВА Айгуль Исагалиевна, заместитель директора Центральноазиатской школы культурной политики (Бишкек). Пробел в записях.
АМЕЛИН Веналий Владимирович, заведующий кафедрой социологии аграрного университета. Пробел в записях.
ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав Леонидович. Содержательно рассказал о выездном семинаре в Кувандыкском районе Оренбургской области (полный текст семинара приложен в материалах участников в двух брошюрах «Проектно-аналитический семинар «Приграничные регионы и стратегия пространственного развития Приволжского федерального округа»»); было бы полезно просчитать возможность заново задействовать российский опыт «поселений ветеранов» (когда молодые офицеры МВД, Минобороны выходят на пенсию, получают дом и участок земли в поселке на границе, что приводит к укоренению на много поколений русского присутствия на границе с иными этническими территориями). Не полностью сложилось сотрудничество с ФПС РФ (не впускали в свой круг других экспертов Комиссии), с Аграрным университетом (работали лишь первый день в Кувандыке). Из 20 проектов в Кувандыкском районе для ярмарки социальных проектов в Саратове отобрано 3 проекта: сектор малого частного предпринимательства, инжиниринговый проект на одном из предприятий Кувандыка, развитие инфраструктуры района (дороги, Интернет, проектная инфраструктура). Глазычев В.Л. озвучил желание московской команды, чтобы оренбуржцы работали вместе и в составе Комиссии ПФО, а не только лишь самостоятельными группами.
АЛЕКСЕЕВ Олег Борисович. Мы мало говорим о самоуправлении, бизнес инициативах. Создание взаимозависимости городских сетевых структур (энергетика, производство, занятость, транспорт) оренбургских и казахстанских городов позволило бы добиться появления конкурентных на мировом рынке производственных конгломератов (все сейчас вертится лишь вокруг собственно буквально понимаемого приграничного сотрудничества, и нет проектов со стратегической ориентацией в будущее). Ответственность за инфраструктурное развитие сельских районов должна разделяться городами (город+область, а не город среди районов). Неравенство уровня жизни российских и казахстанских соседних регионов должно устраняться развитием инфраструктуры и по ту сторону границы.
МАРКУС Устина (Ustina Markus), старший аналитик международной группы по предотвращению кризисов (Central Asia Project of the International Crisis Group). Устина Маркус старшая в группе по Центральной Азии, живет и работает в г. Ош Кыргызской Республики, ее группа работает по Узбекистану, Таджикистану, Казахстану и Киргизии, Джон Шоберляйн (John Schoeberlein, President of Central Eurasian Studies Society, Director of Central Asia Project of International Crisis Group) время от времени приезжает в Ош (714 018 Ош, ул. Мичурина, 7, тел. (8-10-9963222) 2-0370, 2-0470, 5-5055, факс 2-1218, e-mail: «John Schoeberlein» <icg-cap@crisisweb.org, http://www.crisisweb.org) а сам сидит в основном в Бостоне). Изложила предысторию и нынешнюю ситуацию на отдельных участках узбекско-казахской, узбекско-таджикской, узбекско-киргизской, киргизско-китайской, киргизско-таджикской границ (имея в виду Варух, Сох, Жамбыл, Хан-Тенгри и некоторые другие районы). Репрессии против мусульман Ферганской долины привели к поддержке населением ИДУ. Устина Маркус и Чебан Валерий Всеволодович ответили на вопрос Собянина А.Д., по каким направлениям возможно сотрудничество американцев и россиян в рамках возможного Оренбургского клуба и где пределы исключительно российской ответственности за состояние дел в Средней Азии. Ответы были, но пробел в записях.
МАНЯТКИН Евгений Юрьевич, методолог, ученик Ю.В.Громыко. О конкретных предложениях по организации Комиссии по проблемам кооперативной безопасности в Центральной Азии. Озвучил предложения по разделу сфер ответственности Комиссии по кооперативной безопасности и Оренбургского клуба.
СПАНОВ Бекжан Исаевич. Рассмотрение расследований возможно ТОЛЬКО под контролем федерального центра (в контексте расширения зон ответственности следственных органов). Следует подтягивать сотрудничество МВД РФ и МВД среднеазиатских государств к деятельности в рамках Оренбургского клуба.
ЧЕБАН Валерий Всеволодович. Координация деятельности федеральных органов и научных групп, различных стратегических государственных и негосударственных центров по этапам: описать явление, объяснить причины, предписать рекомендации.
ДЕБЕЛО Петр Васильевич. Пробел в записях.
КОРОТЕНКО Александр Яковлевич. Пробел в записях.
НУРМУХАМЕТОВА Эльвира Фаритовна. Пробел в записях.
КАЛИШНИКОВ Петр Николаевич, главный федеральный инспектор по Оренбургской области. На жестко и прямо поставленный вопрос Горшенина С.Г., правы или нет некоторые московские участники, что для создания в Оренбурге востоковедного исследовательского центра в самом Оренбурге не хватает интеллектуального потенциала, Калишников П.Н. «не согласился с Олегом Борисовичем Алексеевым» и сообщил, что интеллектуальный потенциал оренбургских групп значителен и интересен.
АЛЕКСЕЕВ Олег Борисович. Как показал семинар, сейчас еще не время объявлять о создании Оренбургского клуба, а можно говорить лишь о намерениях его создания. Для сентябрьской встречи в Оренбурге назначаются три рабочих группы: Оренбургский клуб — Громыко Ю.В., Кооперативная безопасность — Маняткин Е.В., Оренбургский терминал — Глазычев В.Л. Алексеев О.Б. закрыл работу семинара-ассамблеи.
3. Встречи в кулуарах
Папки для посольств. Представителями обладминистрации были переданы 4 папки с материалами участников семинара для индийского, китайского, таджикского и узбекского посольств. Персоналии в посольствах, которые ожидают данных материалов (после поручения Громыко Ю.В. ими это было озвучено и в дальнейшем подтверждено), могут быть указаны в случае необходимости. Возможно, что было бы разумнее дождаться материалов дискуссии, чтобы включить их в дискеты в эти 4 папки и уже затем передать, в случае подтверждения со стороны руководства.
Интервью с Послом Республики Узбекистан в Москве. Во время созвона с узбеками после поручения Громыко Ю.В. (подтвержденному Градировским С.Н.), первый секретарь посольства РУ в Москве Бехзод Тимурович Расулов предложил взять для «Профи» или иных журналов и газет интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом РУ в РФ Шокасимом Исмановичем Шоисламовым. Расулов Б.Т. аргументировал актуальность подобного интервью антиузбекской кампанией в московской прессе и необходимостью озвучить позицию официального Ташкента в связи с прошедшей в мае 2001 года встрече президентов Путина и Каримова. В случае своего отсутствия Расулов Б.Т. попросил сделать это, не откладывая на конец июня (в 10-15 числах) через Генерального консула Бегишева Эрика Шавкетовича или пресс-секретаря Шатуновского Олега Борисовича.
Просьба озвучить позицию Горшенина С.Г. руководству ЦСИ ПФО. На второй день семинара в Оренбурге заместитель начальника управления международных и внешнеэкономических связей Администрации Оренбургской области Горшенин Сергей Георгиевич попросил Собянина А.Д. уделить для личной беседы немного времени. Беседа продолжалась около 35-40 минут, были представлены результаты работы его управления при губернаторе Елагине и губернаторе Чернышеве, очертил свое видение многих звучавших на семинаре тем. В конце беседы Горшенин передал шесть книг по материалам его управления, и три журнала с просьбой составить личное представление о качестве аналитической работы его группы. В завершении Горшенин С.Г. попросил по возможности передать (причины не озвучены) руководству ЦСИ ПФО следующее (по форме высказывания передаются близко, по существу — точно):
— Горшенин С.Г. считает курс Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Кириенко С.В. правильным и логически обоснованным в отношении экономической стратегии развития ПФО;
— Горшенин С.Г. хотел бы сотрудничать в общих с москвичами рабочих группах по темам семинара, однако ему психологически сложно преодолеть демонстративное небрежение интеллектуальным потенциалом его группы; тем не менее, он готов к продолжению переговорного процесса и просит руководство ЦСИ ПФО в дальнейшем принять этот момент во внимание;
— Горшенин С.Г. считает, что в случае активного переговорного процесса московской группы и оренбургских групп, позиция областной администрации и губернатора Чернышева (однозначно конструктивная) позволяет предположить вполне реальным к сентябрьскому семинару прийти не двумя проявленными группами (оренбургской и московской), а одной «российской», чтобы участники из дальнего зарубежья в сентябре не видели никаких публичных разночтений в позициях россиян по основным вопросам.
4. Ключи для выработки пиар стратегии «Третьего продвижения в Среднюю Азию»
Возможные, на наш взгляд, ключи для выработки пиар стратегии двух групп: московско-оренбургской и исключительно оренбургской в случае, если станет актуальным превращение Оренбурга в «Российский форпост третьего продвижения в Среднюю Азию» (формулировка Горшенина С.Г.), обе группы ключей могут быть разработаны «Профи» для интеллектуальной игры в ЦСИ ПФО или на ином поле.
Возможные пиар ключи московско-оренбургской группы в случае, указанном в предисловии:
Екатерина Великая и награда городу Оренбургу за стойкость против Пугачева, Чкалов, Гагарин, Чапаев, Даль, район Беловка и мост из Европы в Азию, казахская автономия, улица Советская, городские микрорайоны Форштадт и Восточный, Рунет для казахских сопредельных городов или даже областей, «российский форпост третьего продвижения в Среднюю Азию» (Оренбург как полномочный представитель всей Российской Федерации в Средней Азии), Оренбург — Уральский экономический район и Приволжский федеральный округ, развитие особых связей с Башкирией и Астраханской областью, появление первого русскоязычного аналитического и мониторингового информационного интернет-портала по Средней Азии на позиции федерального центра, Центр стратегического планирования г. Оренбурга, аппарат Федерального инспектора, создание третьего после Москвы и Санкт-Петербурга значимого востоковедного центра в России, продвинутая молодежь.
Возможные пиар ключи оренбургской группы:
Шевченко, Аксаков, Пугачев, белые казаки, городские районы Ростоши и Жилгородок, село Софиевка, античеченские, антитаджикские и антиазиатские настроения, антисемитизм, Оренбург — замок на российской границе, развитие внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем, Союз писателей Оренбургской области, Аграрный и Оренбургский университеты, коммунисты, городские телеканалы, городские и областные газеты, антимосковская солидарность, патриотические клубы.
Две группы ключей показывают, что на сегодня семантические поля пересекаются мало, и в целом либо конфронтационно (оппозиции смыслов), либо в слабом соприкосновении (разные понимания одних и тех же смыслов). Однако именно такой тезис-антитезис диалога двух групп и позволит во время интеллектуальной игры методологов, чиновников, силовиков и востоковедов и выработать синтетическое единое понимание целей и задач Оренбургского клуба — Оренбургского форпоста продвижения нашей страны в Среднюю Азию.
5. Направления работы «Профи» в рамках деятельности Оренбургского клуба
Направления, по которым, в случае задания, возможно быстрая работа «Профи»:
— выявление различных групп в государствах Средней Азии (СНГ), кто может быть заинтересован в участии в деятельности Оренбургского клуба;
— проработка по заданному руководством целеполаганию наиболее эффективных участников из дальнего и ближнего зарубежья для сентябрьского семинара и их ведение вплоть до приезда в город;
— поиск лиц из оренбургских исследовательских групп, кто может начать работу в составе московско-оренбургской исследовательской структуры;
— поиск лиц из московских и петербургских востоковедных центров, кто может принять участие в разворачивании в Оренбурге востоковедного центра и его выведении на значимый в СНГ и в мире уровень;
— проработка по указанным в предыдущем разделе ключам первой из двух групп ключей общеметодических рекомендаций для местных СМИ в случае их перехода на общефедеральные ценностные позиции;
— поиск в Оренбурге лиц, групп, предприятий и учреждений, которые могут быть заинтересованы в выходе на среднеазиатское экономическое и культурное поле с «третьим российским продвижением в Среднюю Азию» (формулировка Горшенина С.Г.);
— анализ экономического развития инфраструктурных и производственных проектов Волжского и Уральского экономических районов (три федеральных округа — часть Южного, Приволжский и часть Уральского), рассчитанных на сотрудничество с Индией и Ираном.
* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бегушев С.В. Аналитическая записка «Предложения по созданию «Оренбургского Клуба». 2001, июнь
БЕГУШЕВ Салават Анварович, директор учреждения — председатель Московского областного общественного учреждения «Региональный клуб выпускников программы Библиотеки Конгресса США «Открытый мир» (сайт http://ow.ioso.ru/, фото Бегушева http://ow.ioso.ru/foto/0017.jpg). Отец Бегушев Анвар Каримович. Род. 24 января 1963 года в Ленинабаде (совр. Худжанд) Таджикской ССР. Окончил среднюю школу № 7 в Ленинабаде (1971-1981). Выпускник программы «Открытый мир» 1999 года. Окончил МВТУ им.Баумана, институт патентоведения ВОИР. Работал в НИИ инженером электронщиком. Избирался вторым, а затем первым секретарем Комитета ВЛКСМ НИИ (1988-1991 гг.), президентом Московского областного общественного фонда социально-политических инициатив молодежи «Подмосковье-21 век» (1997-2002 гг.), руководителем Исполкома Совета МОМО ВОПД НДР (1997-1999 гг., тел. 562-0167, 275-5062), руководителем Исполкома Совета МОРО ВОПД НДР (1999-2003 гг.), Председателем Совета МОРО ВОПД НДР (с 2000 по н.в.). Работал в Балашихинском ГК ВЛКСМ, на предприятиях Крайнего Севера, Москвы, Подмосковья. Руководил Муниципальной ассоциацией «Социальная служба молодежи» г.Железнодорожного (1991-1995 гг.). Был помощником председателя Комитета по вопросам местного самоуправления ГосДумы России Полякова А.А. (1997-2000 гг.), членом Экспертного Совета по молодежной политике при Губернаторе Московской области (1995-1999 гг.), членом Общественной Палаты при Губернаторе Московской области (с 2000 г. по н.в., тел. 275-5062, 522-7229). Имеет ряд публикаций на общественно-политические и научные темы (геополитика) в российских и зарубежных СМИ. Работает в ГУП ГЦЖС (начальник районного отдела №59 «Симоновский» Южного АО г. Москвы, ул. Автозаводская, д.17), Управление городского заказа Правительства Москвы.
Вместо предисловия
Настоящая аналитическая записка была направлена методологам в одну из «групп стратегического планирования» при полномочном представителе президента в одним из федеральных округов. Ответ был кратким: «Чушь. Слишком сильный военный аспект»… Понятно почему у нас Россия никогда не бывает готова к войнам и революциям. За Державу обидно…
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА: «Предложения по созданию «Оренбургского Клуба»
1. Общая часть
По прогнозам ведущих спецслужб Запада (БНД ФРГ, ЦРУ США), подтвержденными прогнозами Генерального Штаба Российской Армии, в ближайшей перспективе возможно начало крупномасштабного военного конфликта в Средней Азии.
Основной причиной будущего военного конфликта, как мне представляется, является конкуренция между ведущими военно-политическими мировыми группами (США — Великобритания -Пакистан, Объединенная Европа, Китай, Россия-Индия) за право контролировать промышленные комплексы по добыче и переработке урановой руды в Ферганской долине (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) и разведанные запасы урана в северных районах Республики Афганистан.
Начало вышеуказанного военного конфликта может быть ускоренно спецслужбами США по указанию администрации Дж. Буша, с целью недопущения возникновения геополитического союза Западная Европа — Россия — Китай, резкого ослабления позиций европейской валюты «евро» и предотвращения, таким образом, глобального обвала американской валюты в 2002 году.
Основной военной силой указанного конфликта будет афганское движение «Талибан» тесно связанное с ЦРУ США.
Немаловажным фактором являются и настроения в генералитете Российской Армии, которому нужен крупномасштабный военный конфликт, чтобы свернуть кардинальную военную реформу в Российской Армии проводимую новым Министром обороны С. Ивановым.
Также, значительное влияние на вышеуказанное развитие событий может оказать политическая группа Ю. Лужкова заинтересованная в ослаблении позиций В. В. Путина на президентских выборах в 2003 году.
В конфликт могут быть втянуты все основные страны региона: Китай, Индия, Россия, Иран, Пакистан.
В финансировании конфликта, скорее всего, будут принимать участие Западная Европа (прежде всего Германия), страны арабского мира, США.
При вступлении России в указанный конфликт без надлежащей подготовки, у южных рубежей страны (Приволжский Федеральный Округ) может быть искусственно создана ситуация, которая повлечет за собой реальный распад страны на две части, резко ухудшит экономическую и криминогенную ситуацию в Европейской части России за счет неконтролируемого потока беженцев, оружия и наркотиков из Средней Азии.
Исход населения из зоны предполагаемого конфликта уже начался (по сведениям оппозиционной прессы Республики Таджикистан, в настоящее время в Россию выехало уже более миллиона таджиков. Если учесть, что многовековые традиции и менталитет этого народа запрещают «подолгу находиться вдали от могил предков, за исключением необходимости сохранения жизни», можно предположить, что скрытая эмиграция связана с ожиданием будущей войны).
Ситуация осложняется также тем, что методы и способы решения политических вопросов в Средней Азии (как показывает примеры Казахстана, Узбекистана и Таджикистана), которые используют МИД РФ и Генеральный штаб Российской Армии, не учитывают азиатской специфики и основаны на устаревшем, «советском» опыте работы со среднеазиатскими политическими элитами.
Реальные процессы во властных элитах стран региона давно уже формируются по «до-советским» и «до-российским» законам (что особенно ясно проявляется в Туркмении).
Для предотвращения вышеуказанной ситуации и выработки концепции подготовки военного и политического руководства и населения России к возможному неблагоприятному развитию ситуации предлагается создать «Оренбургский клуб» — интеллектуальное объединение ученых, политиков, военных, предпринимателей и государственных деятелей стран региона и России под эгидой Администрации Президента России.
К деятельности «Оренбургского клуба» целесообразно привлечь (выборочно) представителей иных заинтересованных стран, таких как Китай, Индия, Германия.
2. Цель и задачи «Оренбургского Клуба»
Целью «Оренбургского Клуба» является: выработка конкретных внешнеполитических, внутриполитических, экономических и пропагандистских мер по противодействию конфликтному развитию военно-политической ситуации в Средней Азии.
Задачами «Оренбургского Клуба» являются:
— Создание постоянно действующих аналитических мониторинговых групп по политической, военной, экономической ситуациям в регионе;
— Создание на базе российского высшего учебного заведения (Институт востоковедения РАН РФ) «Курсов повышения квалификации» для работников профильных министерств, ведомств и коммерческих структур стран региона и России;
— Создание и координация работы ряда международных общественных (культурных, образовательных, спортивных, детских и т.п.) объединений, в которые буду входить представители из стран региона и России;
— Разработка и лоббирование в законодательных и исполнительных органах власти стран региона и России ряда совместных экономических, просветительских, медицинских и т.п. проектов;
— Координация пропагандистской работы в СМИ стран региона и России по подготовке общественного мнения.
3. Структура «Оренбургского Клуба»
Организационно-правовой формой Клуба является «Международная некоммерческая ассоциация» при АП РФ и МИД РФ во главе с Президентом Клуба (Президентом Клуба может быть назначен один из ведущих политиков России — Виктор Степанович Черномырдин).
В состав Правления Клуба целесообразно привлечь ведущих общественных деятелей (науки, искусства, образования и т.п.) России и стран региона.
Исполнительный орган Клуба целесообразно возглавить одному из заместителей полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном Округе (например, заместителю С. Кириенко, человеку, хорошо знающему Среднюю Азию, бывшему председателю Комитета по делам национальностей в ГосДуме ФС РФ второго созыва — Зорину Владимиру Юрьевичу).
Для участия в работе Клуба (в качестве членов ассоциации) целесообразно пригласить все крупные коммерческие структуры России, ведущие бизнес в Средней Азии и прилегающих территориях России.
На базе Клуба целесообразно создать (за счет финансирования членов Ассоциации — коммерческих структур) Среднеазиатскую Академию наук, Торгово-Промышленную Палату, Среднеазиатский Университет (по образцу Университета Тихоокеанского побережья США).
4. Ожидаемый результат
В результате создания «Оренбургского Клуба» у России появится возможность официально собирать информацию о военно-политических и экономических процессах в странах региона, опираясь на негосударственные источники информации.
Работа Клуба позволит оперативно влиять на ситуацию в регионе методами народной дипломатии, официально создавать в республиках Средней Азии финансово-промышленное и политическое про-российское лобби, формировать позитивный имидж Российской Федерации в кругах политиков, интеллигенции и предпринимателей стран региона. Все вышесказанное, с учетом азиатской специфики передачи власти исключительно по родственному признаку или в результате очень сложных, многоступенчатых переговоров между властными кланами, позволит в исторической перспективе влиять на формирование властных элит в странах региона.
Также, создание «Оренбургского Клуба» послужит государственной гарантией для российских предпринимателей вкладывать инвестиции в страны региона, что со временем позволит восстановить влияние и авторитет России в Средней Азии без непосредственного применения военной силы и позволит в исторической перспективе противостоять нарастающему влиянию США и КНР в регионе.
5. Заключительная часть
Из анализа ситуации в Таджикистане, можно сделать вывод, что спецслужбы США и Великобритании давно уже ведут планомерную работу по вытеснению России из региона и установлению тотального контроля над районами залежей энергетического сырья будущего — урана (очевидно, это имел виду Президент России В. В. Путин, заметив после первой встречи с Дж.Бушем в Любляне : «Нам известны планы американской администрации о развитии атомной энергетики»).
В частности, лидер так называемого «Ленинабадского» клана (на который в свое время опиралось ЦК КПСС) Абдумалик Абдуладжанов, который контролирует Северный Таджикистан и, в частности, район 6-го комбината (точно крупнейшего в СССР, и, возможно, самого большого в мире) по переработке урана, в настоящее время находится в США. Сам клан сильно раздроблен и разобщен.
Также, по слухам, многие лидеры объединенной таджикской оппозиции и руководители органов власти Республики Таджикистан, как и Киргизии, имеют собственность и денежные активы в США.
Недавний инцидент с главным редактором таджикской оппозиционной газеты «Чароги руз» Автуллоевым, когда против его задержания органами МВД России резко выступили МИД Франции, Германии, Великобритании и Государственный Департамент США, убедительно доказывает, что в этом регионе сошлись стратегические интересы ведущих мировых держав.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выступления участников (генерал-майор С.Г. Литвинов, С.Г. Горшенин, Ю.В. Громыко, А.Д. Собянин, Ш.М. Шукуров)
Литвинов С.Г. Таможенные аспекты государственной безопасности РФ на региональном уровне. Доклад начальника Оренбургской таможни на семинаре ПФО «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии». Оренбург, 5 июня 2001 г.
Горшенин С.Г. Российско-казахстанская граница: аргументы и факты // Отечественные записки. 2002. №6 ::
Статья Горшенина Сергея Георгиевича, заместителя начальника управления международных и внешнеэкономических связей администрации Оренбургской области (автора формулировки «Третье продвижение России в Среднюю Азию») на основе выступления на семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии».
Громыко Ю.В. Оренбуржский полигон // Отечественные записки. 2002. №6 ::
Статья Громыко Юрия Вячеславовича, директора АНО «Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса», директор Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования» на основе выступления на семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии». Институт им. Е.Л. Шифферса под руководством Ю.В. Громыко работал над проектом превращения Оренбурга в форпост продвижения России в Среднюю Азию и в Большую Азию (Индию, Иран, Китай) с 2000 года до середины 2000-х годов.
Цитата:
«Обустроить границу сегодня — это не просто поддерживать добрососедские отношения населения двух стран и организовать выгодное экономическое сотрудничество сопряженных территорий. Правильно организовать жизнь на приграничной территории означает пропустить через конкретное обустройство жизни людей в современном мире все вопросы высокой политики и целевых ориентаций.
Тот, кто обустраивает границу, должен сопрягать и связывать:
— непрерывность мирный режим организации поселения с мобилизационно-военным;
— непрерывность устойчивую оседлую определенность (этно-конфессиональную, страновую, социо-культурную идентичность) населения собственной страны с открытостью восприятия и понимания других способов организации жизни соседа;
— непрерывность устойчивую, относительно автаркную, сравнительно самостоятельную жизнедеятельность населения с продвижением сквозь данный жизнедеятельностный уклад различных потоков — финансовых, материальных, информационных, людских;
— непрерывность форму организации автономной профессиональной деятельности населения в приграничной зоне с интенсивным продвижением интересов страны далеко за ее границы;
— непрерывность в одном формате пространственного развития коммунальную деятельность населения с региональной, окружной и федеральной формами организации;
— непрерывность экономическую и профессиональную экспансию профессионально-производственной деятельности страны, региона, округа и территориальную кромку размещения поселений и систем жизнедеятельности;
— непрерывность функционально-сетевые — информационные, статусные, силовые, многофункциональные характеристики организации жизнедеятельности в данном месте с конкретно-морфологическими и организмическими способами построения жизнедеятельности в рамках данного поселения;
— непрерывность интересы центра и каймы, ядра и приграничных складок, понимая как должен слышаться голос центра на окраине страны и как интерес окраины должен быть учтен в деятельности планирования и программирования центра;
— непрерывность территориально-пространственную развертку страны с организацией профессионального и жизнедеятельностного сознания в поселенческой точке;
— непрерывность старого эволюционно-исторического временного континуума, стоящего за ним опыта территориального освоения, соседской жизни с новыми пространственными реалиями, возникшими после распада СССР.
С точки зрения глобальной геополитики Оренбуржье образует тот своеобразный ареал, где отсутствие простой хозяйской хватки и позиции может привести к очень серьезным разрушениям структуры и форм организации страны. Построение нового мирового порядка может как раз начинаться с определения азиатской и евразийской миссии России».
Забелло Я.Ю., Собянин А.Д. Регионы России в Казахстане и Средней Азии: Правила эффективного сотрудничества // Транскаспийский проект. 24.04.2001 :: http://conjuncture.ru/sobianin_19-10-2001/
ЗАБЕЛЛО Ярослава Юрьевна — главный редактор аналитического журнала «Профи», СОБЯНИН Александр Дмитриевич — заместитель главного редактора «Профи».
Цитата:
«Мы выделили ряд важных правил, которые необходимо соблюдать российским региональным администрациям и предприятиям для успешного сотрудничества со странами Средней Азии.
1. Будьте готовы проявлять инициативу. Нужно учитывать, что руководители местного уровня в Казахстане и государствах Средней Азии не обладают той степенью власти при принятии оперативных решений, как российские главы администраций, и возможностей проявлять инициативу у них меньше.
2. Насколько возможно, работайте быстро. Темпы работы очень важны, потому что во всех государствах Средней Азии, кроме Казахстана, вам придется иметь дело в основном с чиновниками.
3. Обеспечьте поддержку со стороны руководства среднеазиатского региона. Администрации областей могут не ждать помощи российского Центра, а предприятия — помощи местной администрации. Не бойтесь ехать и самим устанавливать контакты.
4. Не останавливайтесь на торговле. Торговые связи, даже самые масштабные, имеют свойство под влиянием внешних обстоятельств сокращаться, перемещаться, выходить из-под контроля.
5. Держите своих людей на местах. Успешный бизнес требует обязательного присутствия доверенных людей в регионе. Это может быть как представитель из числа дружественных местных бизнесменов, так и целая организация.
6. Будьте готовы к тому, что придется создавать СП. Более того, будьте готовы к тому, что это должна быть ваша инициатива. Инициатива создания СП, как и контактов вообще, очень редко исходит от среднеазиатской стороны, если только за ней не стоит мощная международная компания.
7. Подготовьтесь к тому, что партнер будет ждать от вас решения всех своих проблем. В Средней Азии больше, чем в России, сохранился стиль отношений советских времен, когда деловые связи подразумевали еще и личные: дружбу, большую степень участия в делах, не относящихся к вам непосредственно, просьбы «помочь достать» что-либо.
8. Откажитесь от давления. Как правило, даже если у вас есть серьезные разногласия по вопросам цены, условий и т.д., наилучшая стратегия — стараться максимально учитывать и, главное, постоянно озвучивать интересы партнера. Выторговать можно больше, чем вы думаете, — в Средней Азии любят торговаться, но важно при этом дать партнеру возможность сохранить лицо.
9. Хорошо продумайте безопасность финансовых схем. Среди примеров неудачного сотрудничества наиболее болезненные для российской стороны — случаи внезапного невыполнения среднеазиатской стороной финансовых обязательств, в то время как обязательства по поставкам выполняются четче.
10. Проконсультируйтесь как по законодательству, так и по практике ведения бизнеса. Поскольку регион Средней Азии представляет собой мозаичное поле в плане финансового и таможенного законодательства, то во время составления бизнес-планов следует проконсультироваться по тем возможностям, которые дает данный регион.
11. Начав работу в одном регионе, посмотрите на возможности соседних. В Средней Азии плохо налажена деловая аналитикаи информация, поэтому сами позаботьтесь о том, чтобы посмотреть на потенциальные возможности соседних регионов.
12. Перепроверяйте полученную от партнера информацию. Нередкая дезинформация российской стороны со стороны среднеазиатской не обязательно является следствием преднамеренного обмана и мошенничества, а зачастую просто свидетельствует о большой радости и «воздушных замках», которые начинает строить ваш партнер на предмет дальнейшего сотрудничества».
В рамках семинара в Оренбурге состоялась презентация книги Ш.М. и Р.М.Шукуровых
КНИГА: Шукуров Ш.М., Шукуров Р.М. Центральная Азия (опыт истории духа) / Центр стратегического планирования Оренбургской области. 2001.
См. также:
2. Литвинов С.Г. ДОКЛАД: О практических результатах деятельности Оренбургской таможни в 2000 году
3. КНИГА: Шукуров Ш.М. , Шукуров Р.М. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ (опыт истории духа). М.: Центр стратегического планирования Оренбургской области, 2001. 256 с.
4. РЕЦЕНЗИЯ Собянина А.Д. на книгу «Центральная Азия (опыт истории духа).