Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
Материал, изложенный по вышеуказанной ссылке, более чем исчерпывающий, браво! И тем не менее, считаю нужным дополнить его одним важным уточнением.
Переход от благозвучных или нейтральных наименований Российской Империи или просто России, бытовавших до 1918 года: Empire Russe (фр.: [Эмпиир Русс]), Russie (фр.: [Русси]), Russland (нем.: [Руссланд]) или Rossia (aнгл.: [Россиа]),– к нарочито грубому и нацеленному на подсознательное пробуждение тревоги, фонетически прочно связанному с английским глаголом Rush (бросаться, хватать, нападать и т.д.) нынешнему наименованию нашей страны, ставшему международным — Russia, Russian Federation, – имеет четкую временную привязку к периоду 1910-1920 гг.
Данный отрезок времени – не только общеизвестный период страшных испытаний, выпавших на долю России, но и время, когда расцвел тёмный гений основоположника современного политического протестантизма Сайруса Скофильда (1843-1921) *. Этот малоизвестный у нас американский «богослов» оказал решающее влияние на формирование в англо-саксонском обществе глубинных, трансцендентных представлений о России как «стране антихриста» и вообще – «величайшем зле на Земле».
Именно Скофильд, излагавший свои бредовые взгляды в виде авторских комментариев к Библии – в так называемой Skofield Reference Bible, издававшейся в Америке миллионными тиражами и по-прежнему служащей для американцев чем-то близким к тому, чем для советских граждан был в своё время «Манифест коммунистической партии», – так вот, именно Скофильд является автором как представления об Америке в образе «сияющего града на холме» и «тысячелетнего царства божьего», так и дуалистической убежденности в том, что единственным врагом его лучезарной страны является исключительно Россия, «земля антихриста», «страна Гога и Магога, князей Роша, Мешеха и Фувала», ответственных за Армагеддон, и прочая, прочая.
Поскольку широкое распространение взглядов Скофильда пришлось на 1920-е годы, многие считают, что демонизация им России связана с последствиями революции – в самом деле, в те годы советская власть казалась беззаконной и безбожной не только «благочестивым» американцам. Однако его знаменитые комментарии увидели свет в 1909 году, когда Россию с точки зрения религиозных ценностей никто не мог упрекнуть. Стало быть, дело не в богоборцах-большевиках, а в изначальном стремлении уже тогда мечтавших о мировом господстве американских элит устранить в лице России сильнейшего конкурента, который при равных экономических и военных потенциалах за счёт духовного развития и нравственной силы гарантированно обладал бы большей притягательностью.
Если учесть, что протестантский фундаментализм, давно утративший религиозную идею спасения, стал оформившейся социально-политической философией правящего класса США, то наследие Скофильда является здесь краеугольным камнем. А негативный образ России – для неотягощённого знаниями обывателя едва ли не самое доступное в нём.
Поэтому вместо заумных скофильдских размышлений о диспенсационализме и хилиазме обыватель проглатывает яркий и страшный образ неведомой страны как источника абсолютно всех мировых бед. И не менее яркие и страшные образы Армагеддона, в котором «свободному человечеству» предстоит одержать победу над засевшим в Кремле «князем Рош», юные американцы с далёких 1920-х годов поколениями за поколоениями впитывают с материнскими сказками, первыми церковными проповедями и беседами за скаутскими кострами. Отсюда, когда они вырастают и реализуют себя на военной ли службе, в бизнесе или политике, их отношение к стране под названием Russia по определению не может оставаться положительным.
Оговорюсь, что сказанное верно по отношению к американцам из протестантских семей, которых в Америке до сих пор – большинство. Выходцы из других конфессий подобного заряда ненависти внутри себя не несут, и по этой причине наши отношения с Соединенными Штатами временами получают счастливую возможность развиваться в позитивном ключе.
За доказательствами не надо далеко ходить – достаточно взглянуть на конфессиональную идентификацию президентов США и вспомнить, какими строились при них отношения с СССР или Российской Федерацией:
Протестанты-фундаменталисты – отношения на грани войны или на чрезвычайно низком уровне:
Г.Труман (США в 1945-46 гг разрывают с СССР союзнические отношения)
Д.Эйзенхауэр (полноценное планирование крупномасштабных атомных бомбардировок СССР)
Л.Джонсон (развязывание войны во Вьетнаме)
Д.Картер (начало свертывания политики «разрядки»)
Р.Рейган (объявление СССР «империей зла», угроза термоядерного Армагеддона реальна как никогда)
Б.Клинтон (бомбардировка Сербии, начало демонтажа Ялтинской системы)
Д.Буш-младший (приход во власть неоконов, Афганистан, Ирак)
Б.Обама (комментарии не требуются)
Другие конфессии – отношения имеют выраженную позитивную составляющую:
Д.Форд (англиканство) // окончание войны во Вьетнаме, Хельсинский «Заключительный акт»
Р.Никсон (квакер) // лучшие годы «политики разрядки»
Д.Буш-старший (англиканство) // этот президент, чье правление пришлось на наиболее тягостные для России 1989-1992 гг, имел достаточно возможностей Россию добить – однако по какой-то причине делать этого не стал
В ряду американских политиков, не отравленных идеями Скофильда, нужно отметить и нынешнего госсекретаря католика Д.Керри, без усилий которого отношения США с Россией деградировали бы куда значительней.
Избранный президент США Д.Трамп по вероисповеданию пресвитерианец, то есть также, увы, относится к одной из ветвей протестантского фундаментализма.
Будем надеяться, что учитывая выдающуюся самостоятельность Трампа и независимость в суждениях, бредовые идеи Скофильда, которым избранный президент США наверняка внимал ребёнком на проповедях и у скаутских костров, не станут чрезмерно отягощать его на новом посту.
__________
* После обращения в 1879 году к евангельскому христианству Скоуфилд посещает пресвитерианскую церковь, но затем принимает диспенсационалистское богословие, и в 1883 году рукополагается в пасторы конгрегационалистской церкви, став настоятелем общины в Далласе штата Техас.
Конгрегациональная церковь (или индепенденты) — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Вождем индепендентов в период Английской буржуазной революции был Оливер Кромвель.