ФОТО: Ю.М. Лужков в 2010 году.
Опубликовано: ДОКЛАД. Международная конференция (круглый стол) «Трансазийский коридор развития». Москва, Дом правительства г. Москвы, 19 ноября 2004 г. // Правительство Москвы. 19.11.2004.
В докладе используются тезисы проф. Д.М. Рыскулова
Юрий Лужков
Уважаемые участники конференции!
От всей души желаю Вам успешной работы, полезных встреч, здоровья, благополучия и счастья.
Убежден, что деловое обсуждение принципиальных проблем становления Трансазийского коридора развития и их результаты станут новым важным вкладом в продвижение проекта Трансазийского коридора развития как стратегического инструмента интеграции базовых ресурсов на огромной территории субъектов 9 дружественных стран, от Карского моря до Индийского океана.
Это, несомненно, позволит подойти к получению адекватных ответов на многие актуальные вопросы, связанных с преодолением барьеров развития.
Особо подчеркиваю, что коридор развития мы рассматриваем как важную составную часть экономики России и национального хозяйства каждой страны Центральной Азии.
Проведение международной конференции в Москве рассматриваем как дань уважения, признание вклада российских ученых и специалистов в разработке Трансазийской концепции.
Впервые за последнее десятилетие появилась объективная уверенность не только в продуктивности обсуждения общественно значимых проектов, которые до недавнего времени игнорировались из-за отсутствия к ним рыночного интереса, но и в возможности начала их широкого изучения.
Мы намерены внимательно рассмотреть, изучить и проанализировать высказанные предложения уважаемых участников конференции, с тем, чтобы учесть их в дальнейшей совместной работе.
Цели и задачи нашей конференции весьма близки к тем, то ставят перед собой страны-участницы Центрально-азиатского сотрудничества после принятия в ее состав России. Это всемерная активизация процессов равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
Для успешного достижения поставленных целей чрезвычайно важно общение специалистов, обмен опытом, установление партнерских отношений и объединение совместных усилий в направлении поиска оптимальных решений.
Президент РФ В.В. Путин считает наиболее перспективными сферами экономических контактовРоссии со странами ЦАС: «развитие промышленного производства, формирование общего транспортного пространства, стимулирование приграничной торговли, а также водопользование и гидроэнергетику».
Исходные положения
В настоящее время сложились благоприятные условия для инициации и осуществления крупномасштабных проектов, обеспечивающих рост благосостояния России и стран Центральной Азии.
Наибольшую отдачу можно ожидать от проектов, в которых возникают синергетические эффекты от совместного использования некоторых базовых ресурсов для тех случаев, когда они не могут быть с высокой эффективностью использованы исключительно в рамках отдельных государств. Одним из таких программных документов должен стать проект использования огромных природных, климатических, экономических и демографических ресурсов и потенциала, сосредоточенных в регионе, который условно назван Трансазийским коридором развития.
В результате анализа климатических, демографических, экономических, социальных и исторических условий стало совершенно очевидным, что страны, граничащие с выделенным регионом не должны рассматривать вопросы социально-экономического развития без учёта взаимовлияния и без опоры на взаимодействие. Это и послужило стимулом для разработки Концепции проекта Трансазийского коридора развития.
Проблемы, требующие совместного решения
Водообеспечение и рациональное использование водных ресурсов является одним из тормозящих факторов развития государств Центральной Азии.
Причиной этого послужило в первую очередь утрата управления некогда единым водохозяйственным комплексом Центрально-азиатского региона, т. е. каждая страна региона начала осуществлять свою собственную водную политику, чаще всего не согласовывая её с соседями. Вода была, есть и будет важнейшим геоэкономическим и стратегическим ресурсом развития. Именно от степени конфликтности решения водной проблемы во многом зависит устойчивость и безопасность развития стран Центральной Азии.
Кроме водного к числу сдерживающих факторов реализации эффективных мер коренного изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону относятся: трудоустройство экономически активной части населения, охрана окружающей среды, отсутствие совместной долгосрочной программы действий по решению проблемы. Инвестиционная емкость республик Средней Азии и областей Южного Казахстана огромна. Нужны общественно значимые проекты.
Политика, проводимая в регионе мировыми финансовыми институтами, ориентирована на поддержку выживания, но не на развитие. Многие из работающих в регионе экспертов открыто признаются, что они хотят научить не тому, как преодолеть бедность, а как жить в бедности.
Естественно, что это порождает целый ряд угроз безопасности. И, прежде всего — социальную нестабильность, высокую, большей частью нелегальную и неорганизованную миграцию.
Стимулирование инвестиционной привлекательности Трансазийского коридора развития
Хочется надеяться, что Трансазийский коридор развития станет таким же знаковым событием экономической жизни России и государств Центральной Азии, какими были в свое время Транссиб и Турксиб, которые ввели в хозяйственное освоение сибирские и туркестанские территории.
Трансазийский коридор развития позволит усилить вовлеченность России и других стран в процесс мировой торговли, перераспределив существующие грузопотоки. Когда значительная часть индийских и других южно-азиатских грузов пойдет по меридиональному коридору, можно будет сказать: «Проект жизнеспособен и эффективен». И все же успешность проекта в целом для экономики России и центрально-азиатских государств будет определяться не столько объемами перевозок по коридору, сколько степенью интеграции базовых ресурсов и конъюнктурой южно-азиатского и юго-восточно-азиатского рынков.
Узким местом Коридора интеграции может оказаться сдерживание проектных работ, а, следовательно, и неопределенность сроков строительства канала Обь-Амударья. Практически возможности подачи пресной воды лимитируются отсутствием новых проектно-изыскательских обоснований с бизнес-планом. Это несет явную угрозу устойчивости и безопасности, с одной стороны, и не дает возможности создания системы индустриальной инфраструктуры на основе эффективного развития производительных сил маловодных территорий, с другой.
Уникальное положение Трансазийского коридора развития может рассматриваться и как фактор укрепления отношений со странами, не имеющими выхода к Мировому океану. И как путь, который другие страны мира могут использовать как выход в Россию, Центральную и Юго-Восточную Азию, Китай, к Индийскому океану и в страны Персидского залива.
Трансазийскому проекту нет альтернативы. Его достоинство и преимущество заключаются в комплексном решении организации и развитии территории, в согласии государственных и коммерческих интересов стран-участниц единого экономического пространства от Урала до Памира, в отсутствии противоречий с существующими и перспективными транзитными коридорами.
Охрана природы
Остро встают на повестку дня и проблемы, связанные с истощением природных ресурсов и разрушением окружающей среды. Помимо негативного воздействия экономической нестабильности, низкой инвестиционной активности в природоохранной деятельности, падения технологической и правовой дисциплины, большим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы. В связи, с чем важно определить их роль в охране окружающей среды и природопользования в рамках Коридора развития, а также оценить их с точки зрения полноты и непротиворечивости в установлении международных правовых основ.
Программа совместных действий
В качестве первого стратегического шага из совокупности системных намерений практического продвижения Трансазийского проекта предлагается целенаправленно начать осуществлять поэтапно блок стартовых организационно-технических мероприятий взаимовыгодного сотрудничества в направлении объединения преимуществ базовых ресурсов (политического, финансового, социально-экономического, природно-климатического, территориального) России и стран Центральной Азии.
Такой подход открывает широкую дорогу системной организации и обустройства стратегически важной территории вдоль 60 меридиана (от Урала до Памира), что позволит получить значительные выгоды от:
— устойчивого развития безводной территории, известной как «Большой Тургай» (за счет освоения его уникальной минерально-сырьевой базы),
— создания устойчивого каркаса новой инфраструктуры: транзитного меридионального транспортного коридора, водохозяйственной системы, АПК, энергетической системы, строительного комплекса, рациональной системы расселения,
— создания новых производственных мощностей в различных сферах экономики (что создаст новые рабочие места),
— развития приграничной торговли,
— выхода на новые рынки с промышленной и сельскохозяйственной продукцией,
— содействия защите инвестиций,
— возможности создания свободных экономически зон.
Взаимовыгодно выйти на эту дорогу можно только с привлечением водных ресурсов России. Для этого потребуется сконцентрировать в одном направлении усилия СНГ, ООН, ряда международных общественных организаций и финансовые средства коммерческих институтов на системообразующем объекте Коридора развития- строительстве канала Обь-Амударья. При этом должно быть общее понимание того, что строительство канала не цель, а одно из приоритетных средств достижения цели: устойчивое развитие в рамках Трансазийского коридора развития.
Поэтому в составе совместной Программы действий предусматривается проработать в единстве и во взаимосвязи с одинаковой детальностью и достоверностью как равноценно общественно значимые бизнес-проекты:
— Демографический (прогноз численности населения, баланс трудовых ресурсов, выработка миграционной политики),
— Энергетический (освоение Кушмурунских угольных месторождений, создание единой энергосистемы «Азия»),
— Транспортный (разработка новой транспортной концепции),
— Водный (строительство канала Обь-Амударья и водоснабжение территории),
— Строительный (развитие базы стройиндустрии для промышленно-гражданского строительства в регионе),
— Территориально-производственный (освоение месторождений и создание промышленных предприятий по переработке полезных ископаемых),
— Агропромышленный (производство продукции растениеводства и животноводства и их промышленная переработка),
— Рекреационный. Цель проекта состоит в создании сети культурных маршрутов для продвижения интеграции в общее культурное наследие. В проекте отдельные культурные маршруты должны быть тематически и пространственно сбалансированы в координации с туристской и транспортной инфраструктурами,
создание оазисов массового отдыха в зоне канала и развитие международного туризма. Увидеть Главный канал переброски будет мечтой многих.,
— Природоохранный (разработка системы мер, стимулирующая рациональное природопользование).
О Консорциуме
Состояние и развитость законодательства России и стран Центральной Азии, позволяет организовать, на инициативной основе, Международный консорциум открытой для присоединения заинтересованных организаций. В перспективе, эта организация может быть аккредитована при ООН, и, с этого момента, приобрести статус полноценного заемщика у международных финансовых структур, таких как МБРР, Международный валютный фонд и т.д.
Главной задачей Консорциума является привлечение инвестиций и управление проектами. Его структура, Сервис и Программы деятельности практически полностью ориентированы на эту единственную задачу. В этом плане Консорциум как бы представляет многоплановую корпоративную систему.
Ключевыми фигурами Консорциума должны быть Управляющая компания и авторитетный банк, который обеспечит аккумуляцию и рациональное использование средств, собранных для реализации проекта, под контролем Управляющей компании.
Заключение
Вклад Москвы в интеллектуальном наполнении Трансазийской концепции значителен. Это и анализ ситуации, формирование исходных положений и принципов концепции, и апробирование их в научных кругах, подготовка информационно-аналитических и концептуальных предложений для глав государств, и организационно-правовое обеспечение создания управляющей структуры, и инвестирование его интеллектуальным потенциалом, и деловые связи, и мониторинг общественного мнения, а также работа со средствами массовой информации и проведение публичных встреч и дискуссий.
Трансазийский проект открыт всем. В его реализации могут участвовать как отечественные, так и зарубежные компании. Он позволяет заинтересованным сторонам получить много преимуществ. Мир, сотрудничество и добрососедские отношения нужны всем.
Разрешите поблагодарить всех присутствующих за интерес к работе конференции (круглого стола). Благодаря такому интересу и с учетом оценок, деловых предложений наша Трансазийская концепция сможет послужить основой общественно значимого проекта Азии.
Правительство Москвы намерено внимательно изучить конструктивные предложения, рассмотреть, проанализировать и использовать их на последующих стадиях исследования и проектирования.
В заключение обращаюсь ко всем участникам конференции (круглый стол) :
— высказать свою оценку важности интеграции базовых ресурсов азийского региона СНГ.
— изложить соображения о выделении работ по Трансазийскому коридору развития в число приоритетных направлений внешней политики ЦАС в новом формате в силу его (коридора) не только географического положения, но и геополитического значения.
— высказать мнение о диверсификация международных экономических связей с учетом возможностей, открывающихся в инвестиционно привлекательном Коридоре развития., который сможет обеспечить его участникам максимальный эффект от международного разделенияи труда. Безусловно, более глубокой проработки в этом плане потребуют аспекты двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества, которые могли бы найти отражение уже в новой редакции Трансазийской концепции;
— сформулировать конструктивные предложения по Международному консорциуму Трансазийского коридора развития;
— дать предложения по объединению усилий науки и бизнеса, прежде всего его социально-экономической и экологической составляющей;
— поддержать предложение о необходимости разработки ТЭО (с бизнес-планом) канала Обь-Амударья, как системообразующего фактора Трансазийского коридора развития;
— поддержать предложение о создании при ЦАС Аналитического центра для организации систематического информирования глав государств-участниц ЦАС по актуальным вопросам создания и развития Трансазийского коридора развития.
При вашей поддержки наших инициатив и желании совместно сотрудничать над решением комплекса проблем региона, можно считать, что «смотрины» Трансазийской концепции прошли удачно.
Творческих Вам успехов! Благодарю за внимание
Мэр Москвы Ю.М. Лужков