Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
КАРТА: Ральфа Петерса. Большой Средний Восток со «справедливыми границами»: Peters, Ralph. Blood borders. How a better Middle East would look // Armed Forces Journal. 2006. №6, June.
Карта Ральфа Петерса висит в рабочих кабинетах руководства саудовских спецслужб как постоянное напоминание о реальности «дружбы и союзничества» США. Её создатель, преподаватель Академии сухопутных войск США, предлагает выделить Мекку и Медину, а также окружающие их прибрежные и горные районы Саудовской Аравии в отдельное «Исламское Священное Государство Мекки и Медины» (Muslim super-Vatican), марионеточное по факту и радикально антиамериканское и антизападное по риторике. Такие предложения появились еще в первой половине 20-го века у знающих регион британцев. Однако лишь сейчас, когда Великобритания стала целенаправленно культивировать и опекать радикальные исламистские антисаудовские политические организации, выделение Мекки и Медины в отдельное исламистское государство стало выглядеть реалистичным. Кроме того, сразу несколько стран Запада стали ускоренно вооружать Йемен, у которого есть серьезные претензии на ряд приграничных территорий, населенных йеменскими племенами, ныне находящихся под юрисдикцией Королевства Саудовская Аравия. Нет необходимости добавлять, что на этих населенных йеменцами землях Саудовского Королевства нефти много.
Практически вся прибрежная территория Саудовской Аравии на Персидском заливе и прибрежная территория Ирана с основными портами выделяются в независимое от саудитов и иранских шейхов шиитское государство. Т.е. добывать нефть будут и в Арабском Шиитском государстве (Arab Shia State, юг Ирака, побережье Ирана, побережье Саудовской Аравии), и в Кувейте, и в остатках Саудовской Аравии (Saudi Homelands Independent Territory), и в Иране. Но контролировать портовые нефтетерминалы будут американцы через марионеточное Арабское Шиитское государство. Нефть у местных режимов, судоходство под контролем американцев.
Отметим еще две несуществующие, но отмеченные на карте Ральфа Петерса страны: Курдистан и Белуджистан.
Курдистан
На карте Петерса Большой Курдистан создается за счет территорий Турции, Ирана и Ирака. Отметим, что ключевой для курдов вопрос в территориях вокруг озера Урмия (ныне Иран). Кто контролирует Урмию и верховья ряда рек бассейнов рек впадающей в Каспий Куры и впадающего в Залив Тигра, тот контролирует будущий речной канал из Каспийского моря в Персидский залив, тот контролирует окружающие долинные территории сразу нескольких стран. Озеро Урмия на карте отдано курдам. Парадоксально, но возможно, взращиваемый США курдский сепаратизм может оказаться дружественным или, по крайней мере, безопасным для России. Многое зависит от того, какая политическая группа курдов придет к власти во вновь создаваемом государстве. В предлагаемой Петерсом стратегии Курдистан становится новым Израилем, воюющим сразу со всеми, достаточно устойчивым маленьким милитаризированным государством, полностью зависящим от регулярной военной помощью из-за рубежа. Однако объективно предопределенная конфликтность и задачи экономической самодостаточности вынудят любое правительство Курдистана быть, по крайней мере, нейтральным к России.
Белуджистан
Государства Белуджистан сегодня не существует. Белуджские народы и племена – самые древние автохтонные на территории Западного Ирана, Афганистана и Пакистана, они родственны современным южноиндийским дравидийским народам. В истории белуджские земли были едиными исключительно в те периоды, когда тюрки и персоязычные мусульмане строили свои империи от Кабула до Дели, т.е. под внешним управлением. Собственно, сами белуджи сумели избежать ассимиляции персами и индийцами исключительно потому, что эти земли не представляли экономического интереса. Однако именно сейчас такой экономический интерес появляется. В первую очередь речь идет о контроле над стратегическими газопроводами из Каспийско-Среднеазиатского региона в Пакистан и Индию. Ряд возможных маршрутов трубопроводов проходит по территории, населенной белуджами. Рядом с их берегом должен пролечь подводный газопровод из Ирана в Индию. 6-7 миллионов белуджей вполне достаточно, чтобы при соответствующем внешнем финансировании и военно-технической помощи обеспечить на многие десятилетия новый «Кашмир», на этот раз вокруг пакистанского города Кветта, центра белуджских земель. Кветта хорошо известна в России, так как именно там проходили подготовку исламистские повстанцы во время войны в Афганистане в 1979-1989 гг., именно там проходили и проходят сейчас подготовку боевики из числа чеченцев, татар, башкир, таджиков и других народов бывшего Союза ССР.
В конфликте вокруг Белуджистана, помимо иранцев, гарантированно примут участие синдские и пуштунские племена, которым совершенно не понравится появление независимого Белуджистана. Именно Белуджистан, где китайцы активно строят крупнейший порт Гвадар, переданный правительством Пакистана под управление китайским компаниям, и военно-морскую базу Пасни, а вовсе не Иран, может стать «предвоенной Испанией», где крупные державы уже не смогут уклониться от участия, хотя бы в виде добровольческих формирований и поставок современной техники. После «международного признания права белуджей на независимый Белуджистан» американцам можно будет спокойно уходить, подобно британцам из Индии, из Пакистана и Ирана – мира не будет много десятилетий. Т.е. не будет газо- и нефтепроводов в Пакистан и Индию, не будет авто- и железнодорожной магистрали из таджикского Бадахшана в порты Пакистана…
Российская исламская геостратегия
Говоря о геостратегии, геополитике и геоэкономике ислама, нужно разделять эти понятия применительно к исламским странам и Умме – мировой мусульманской общине на всей планете. Геостратегия ислама не сводится к совокупности геостратегий исламских стран, но есть нечто большее. Геостратегическая цель Ислама – стать мировым экономическим, политическим, цивилизационным субъектом, быть на равных с США, Европой, Россией и Китаем (с Индией и Японией мусульмане обычно себя не соотносят). Она не может быть реализована без военной составляющей, без развития вооруженных сил и военно-промышленного комплекса исламских стран.
Геостратегия ислама требует сочетания модернизированного общества, сильной исламской религиозной школы и институтов, сильного военно-промышленного комплекса, способного производить ядерное оружие, ракеты, корабли, и мотивированной массовой армии. В ближайшие годы это невозможно, так как сильнейшие в военном и экономическом смыслах исламские страны – Иран, Пакистан, Малайзия и Индонезия – не обладают всем необходимым для лидерства в мире Ислама и не готовы на реальное военное и военно-техническое сотрудничество друг с другом, предпочитая сотрудничество с США, Россией, Францией, Германией и Израилем. Но сам по себе вопрос появления крупного исламского политического лидера исторического масштаба, который сумеет объединить значительную часть исламских стран, стоит на повестке дня, и рано или поздно это произойдет.
Общий геоэкономический сдвиг на планете – долгосрочный. Речь идет о постепенном перемещении основной экономической жизни из стран бассейна Атлантического океана в страны бассейна Тихого океана, от Европы к Китаю и Японии, к другим странам АТЭС. Не зря на старых русских картах океан называется Великим океаном – он поистине мировой. Для США речь идет о движении на юго-запад и северо-запад, от Нью-Йорка к Сан-Франциско. Для России и стран Евразийского континента речь идет о движении на восток и северо-восток. Для России и всего будущего Евразийского союза важнейшим регионом развития станет Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также Арктический регион.
Для Российской Исламской геостратегии прежде всего необходимо обозначить зону российского влияния, и эта зона в регионе близка или совпадает с бывшими советскими границами. Однако по сравнению с советской эпохой есть существеннейшие отличия. Важно то, что при СССР границы были действительно «на замке», а сейчас открыты как для экономического проникновения, так и для любых видов антропотока – трансграничного перемещения людей, смыслов, идей, культурного и религиозного влияния. И это уже навсегда, обратно южную границу на замок не запереть.
Открытая конфигурация зоны российского влияния требует как точного размещения военных баз и подразделений ВС РФ и стран ОДКБ (сейчас по остаточному принципу советского размещения), так и наступательной исламской политики. Без возрождения новой версии «Оренбургского духовного управления мусульман», в свое время активно способствовавшего продвижению России в Среднюю Азию, обеспечить российские интересы в регионе будет сложно.
КАРТА: Вокруг горного Памирского узла в центре Евразийского континента снова разворачивается «Большая игра» между русскими и англосаксами: ru.wikipedia.org
Активность радикальных исламистов в России воспринимается обществом как важнейшая угроза для безопасности страны. При этом реальной защитой на пути проникновения исламского радикализма и терроризма в Россию являются, прежде всего, Таджикистан и Узбекистан. В Таджикистане местный традиционный ислам отбросил талибскую угрозу из Афганистана. Узбекистан, после неоднократного прорыва боевиков на территорию Узбекистана, ведет жесткую борьбу с радикализмом. Уроки Таджикистана и Узбекистана не могут служить нам примером. Цена вопроса в виде гражданской войны в Таджикистане и многолетней войны на уничтожение в Узбекистане между силовиками и мусульманами неприемлема. Хотя они могут служить предупреждением «чтобы этого не случилось», например, в Дагестане. Какой бы ни была роль Таджикистана и Узбекистана, без поддержки Афганистана и Пакистана реальный заслон экспансии экстремизма в Россию создать не получится.
Некоторые выводы
— Россия не имеет ни возможности, ни необходимости участвовать прямо в наиболее острых конфликтах вокруг исламских стран, прежде всего вокруг новой конфигурации границ в странах Большого Среднего Востока, для России при этом важно попытаться помочь удержать государственную целостность и суверенитет Сирии, Ирану и Пакистану;
— Россия может продолжать наращивать поставки оружия Пакистану, Малайзии, Индонезии, странам Африки, поскольку их военно-политические векторы экспансии не направлены против России и ее военных союзников по ОДКБ;
— для России и её евразийских союзников крайне важно отойти от однобокой оборонительной исламской стратегии «против террористов и экстремистов» и включить наступательную позитивную гуманитарную повестку развития исламской духовной жизни;
— страны Средней Азии, прежде всего Казахстан, постепенно дрейфуют в своей экономической стратегии в сторону англосаксонской исламской геостратегии, что невозможно предотвратить без позитивной для Казахстана экономической повестки дня.